Комсомольские поэты Украины

П Матер| опубликовано в номере №210-211, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце 1926 года была организована, по типу «Молодой гвардии», группа комсомольских писателей и поэтов - «Молодняк», которая сейчас является одним из основных звеньев украинского пролетлитературного движения.

С самого начала «Молодняку» пришлось отбивать атаки и самому штурмовать такие, твердыни шовинизма и национал - демократизма, как «Ваплитэ», с ее ориентацией на запад и махровым лозунгом «Вон от Москвы». В деле разгрома «Ваплитэ» «Молодняк» проявил свой комсомольский энтузиазм, был первым из нападающих.

В творческом отношении «Молодняк» пошел по линии отказа от схематизма, примитивизма, подражательности народному эпосу.

Одним из пионеров комсомольской поэзии на Украине является Павло Усенко. Его выступление в литературе стало сразу примечательным. Сборник бодрых стихов «КСМ» (1925 г.) сделал Усенко близким молодежи поэтом. То место, которое заняли Безыменский и Жаров - первые поэты комсомола в РСФСР, занял Усенко на Украине.

Тематика его стихов - гражданская война, работа комсомола. Наиболее яркие его стихи «18 - й год», «Письмо». Поэзия Усенко характерна большевистской непримиримостью к врагу. Поэт умеет находить «романтику будней».

Во многом схож с ним такой поэт, как И. Шевченко. Шевченко писал о моряках - комсомольцах, о борьбе на фронтах гражданской войны, показал героическую борьбу комсомола.

Украинский комсомол взрастил таких поэтов и писателей, как Шеремет, Кузьмич, Масенко, Гончаренко, Первомайский, Скрипник, Радченко, Ш и я н, Крижановский, Фомин, Гримайло и т. д.

«Молодняк» не был всегда монолитным - в его недрах, в некоторые промежутки времени. - происходила дифференциация - некоторая часть отходила вправо (Кундзич, Данченко), другая часть к лефу (Влызько) и т. д. И сейчас в «Молодняке» происходит литературно - политическая дифференциация, размежевка среди членов группы.

В основном «Молодняк» был и есть здоровая, боевая организация комсомольской литературы. Ее устойчивость заключается в здоровой, органической связи с комсомолом.

Если взять творчество первых зачинателей комсомольской поэзии, например, Шевченко, - то его произведения - сборник «Комсомольские стихи», несмотря на ряд достоинств, характерны схематизмом, трафаретностью. Почти то же самое можно сказать о Кириленко - сборник «Такты», 1926 г. в котором изображается деревня, гражданская война; Внешнее описание событий, неумение показать людей - сказываются и в его поэзии. После них выступили такие поэты, как Терень, Масенко, Гончаренко, Влызько и т. д. Микола Шеремет и Леонид Первомайский во многом схожи меж собою. Творчество Шеремета на сто процентов «окомсомолено». Комсомольский задор, жизненная бодрость, протест против мещанства звучит в мажорном стихотворении «Карнавал».

Поэт хорошо понимает, что творчество комсомольца - это классовое оружие, разящее врагов.

«О, муза моя, тебе струны в руки.

Однако, почему же ты в своей державе,

Не можешь «исторгать хваления звуки».

Ну так, как, примером, комсомольский»

Державин.

Перед глазами встает галерея бойцов за уголь. Наряду с ними поэт показывает вредителей, оппортунистов, прогульщиков. Поэт ловко развит их эпиграммами. В то же время воспевает новых людей.

Комсомол - значит наступать,

Комсомол - значит победа».

Поэт дает обещание быть передовым на угольном фронте до конца.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комсомол в кривом зеркале

Классово-вредная литература

«Сцепление»

С. Днепропетровский