С. Днепропетровский
Книжка Днепропетровского состоит из трех рассказов: «Сцепление», «Я, он, она» и «Ось». Место действия - металлургический завод. Герои - активисты комсомольцы. Автор берет комсомол в тесной связи с производством, через отдельных представителей показывает коллектив. Писатель утверждает, что сила коллектива в сцеплении, в единстве, в целеустремленности масс.
Комсомолец Валентин («Сцепление») организовывает коммуну, замыкаясь в тесную группу. Будучи изолированной, последняя через целый ряд ошибок приходит к сознанию того, что их сила в связи со всей массой. Только творчество сообща выводит их на путь победы. С другой стороны, автор показывает, как худшие производственники, стоящие на пути к вредительству (Гулый) опять - таки под влиянием общественности перерождаются, осознают свои промахи и становятся добросовестными производственниками. В рассказе «Я, он, она» - поставлена очень актуальная тема.
Шурка Станков - хороший производственник, ударник, но общественной работой он не занимается, считая это делом «трепачей», а не активных производственников. Рабкор - комсомолец разоблачает Шурку. В результате последний объявляется лжеударником. Он убеждается, что без взаимосвязи производственной и общественной работы немыслим хороший передовик - ударник. Рассказ подан убедительно, без всякой вычурности. Третий рассказ «Ось» рисует комсомольца Степку Зарвина, болеющего за производство, живущего интересами своего завода и станка. На одной из станций происходит крушение поезда. Причина - поломка оси. Степка работает в том цехе, где производятся оси. Степка не спит по ночам, мучается, ему кажется, что сломались оси, изготовленные на их производстве. Степка беседует с инженером, садится за учебники математики, физики... Вместе с мастером Тит Титычем на производственном совещании вносит предложение, которое снижает стоимость производства и дает хорошие по качеству оси. На торжественном собрании Зарвин получает благодарность и путевку в вуз. Как и в предыдущих новеллах автор показывает, что все эти достижения Степки осуществлены благодаря его крепкой связи с массами, «сцепления» с коллективом.
Сборник производит хорошее впечатление постановкой животрепещущих вопросов, которыми сейчас живет заводская молодежь. В этом основное достоинство рассказов.
Днепропетровский - один из растущих молодых комсомольских писателей - взялся за темп, который так нужен комсомолу в эпоху реконструкции.
Но герои у автора пока что не имеют специфического облика, характерных черт, которые отличали бы одного героя от другого. Днепропетровский должен обратить серьезное внимание на композицию характеров своих персонажей.
Также недостаточно, неглубоко, без четкой социальной прикрепленности показывает автор своих отрицательных героев. Например, Гулый - отрицательный тип. Есть намек, что он из деревни, еще не имеет пролетарского мировоззрения. Но этого мало. Нужно было показать, из каких социальных прослоек села он вышел, что представляла породившая его среда. Тоже самое Глаша (рассказ «Ось»). Показывая ее мещанские вкусы, писатель дает слабые мотивировки, не показывая социальной почвы, взрастившей Глашу и ей подобных Вопрос о спецах затронут в рассказе «Ось» однобоко. Инженер Корбин «глушит» таким аргументом Степку, работающего над усовершенствованием оси:
«У вас нет... знаний. Кроме этого опыта... Ну, сноровки, что ли... гибкости ума... Призвания, что ли...» По мнению инженера, у рабочих нет ничего положительного. Такого инженера нужно было разоблачить. В общем, небольшая книжка Днепропетровского с интересом причтется рабочей молодежью. Писатель должен бороться за глубину мировоззрения, шире и глубже ставить вопросы, упорнее работать над усвоением ленинского метода в работе над художественным словом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
А. Жаров
Классово-вредная литература