На развитие инициативы, самостоятельности в решении практических задач нацеливает партия Ленинский Союз Молодежи
Комсомол, отмечается в проекте новой редакции Программы КПСС, должен настойчиво развивать трудовую и общественную активность юношей и девушек, формировать у них политическую и нравственную культуру. Многое в этом направлении узко делается. Но все же заметные сдвиги произошли пока не везде. Некоторые комсомольские организации все еще раскачиваются, теряя время. В итоге — остаются в стороне от злободневных проблем, волнующих молодежь. Так, по крайней мере, обстоят дела в городах, где побывали наши корреспонденты.
— Вообще-то у нас каждый проводит свободное время по-своему, — не торопясь, рассказывает секретарь заводского комитета ВЛКСМ Владимир Багров. — У кого семья, кто учится, а кто и... — Тут секретарь замялся. Но и без многозначительного щелканья указательным пальцем по подбородку было ясно, как «отдыхают» остальные.
Речь идет о молодых рабочих «Автоагрегата», крупнейшего предприятия старинного города Кинешмы в Ивановской области. Возраст у этого завода комсомольский — 20 лет. Растущее современное производство, внедряются станки с числовым программным управлением, робототехника. В этих условиях от каждого работающего на заводе требуются основательная техническая подготовка, четкая, сознательная дисциплина. Но сейчас разговор о другом.
Просмотрев материалы комсомольской конференции, которая прошла на заводе летом, легко можно обнаружить прямо-таки ошеломляющие факты: оказывается, только за полгода в медвытрезвителе «отметился» каждый двадцатый комсомолец. Есть тут свои «чемпионы», побывавшие в этом весьма специфическом учреждении десять (!), а то и пятнадцать (!) раз. А секретарь комитета ВЛКСМ — ничего! — спокойно говорит о таких «достижениях».
Конечно, не в эмоциях дело. Можно ведь хоть сколько потрясать руками, гневно клеймить пьянство и пьяниц, а толку-то все равно не будет, если...
Обратимся еще раз к фактам и цифрам. На заводе велика текучесть кадров, особенно среди молодежи. Достаточно сказать, что из 900 комсомольцев в постоянном, движении, то есть увольняются или же, наоборот, оформляются на работу примерно .460 человек — больше половины всей организации. Из каждых десяти парней, ушедших в армию, на «Автоагрегат» возвращаются лишь трое. Одних не устраивает работа, других — зарплата, у третьих проблемы с жильем, у четвертых... Впрочем, с одним из увольняющихся я познакомился в отделе кадров завода.
— Почему увольняюсь? — хмуро переспросил Николай Румянцев и с какой-то обозленностью ответил: — Да скука тут зеленая! Собраться с друзьями негде. Разве только в ресторане...
А в ресторане, известно, «отдых» сопровождается обязательным употреблением, а чаще — злоупотреблением алкоголем. Каков же арсенал борьбы с этим злом у заводских комсомольцев? На конференции были названы спортивные состязания и туристские слеты. И все?..
— Нет у нас своего Дворца культуры — вот в чем вся беда, — уверяет Владимир Багров. А на нет, мол, и суда нет. Но в комсомольских ли правилах сидеть, сложа руки и ждать манны небесной? Если чего-то нет, значит, надо добиваться, чтоб было. Пусть не дворец, так хотя бы клуб, уголок... что там еще подходит для культурного отдыха?
К директору завода секретарь не ходил, кулаком по столу не стучал, не требовал (а напрасно!), но в постановлении конференции записали пункт: «Организовать молодежный клуб в кафе «Люблино». Выходит, не дремлют комсомольские активисты?
Не будем спешить с оценками. Просто перелистаем комитетские бумаги и в решении уже не этого года, а прошлогодней конференций найдем запись: «Совершенствовать работу по организации досуга в заводском микрорайоне. Переоборудовать кафе «Люблино» в молодежный клуб».
Улавливаете, читатель, разницу в формулировках? Нет! Я тоже особого отличия не обнаружил: слова немножко другие, а суть та же — есть благое намерение открыть молодежный клуб в каком-то кафе. Что ж, прекрасно, нечего ему пустовать.
Не поленился — посмотрел на это «Люблино» своими глазами. Стеклянное здание, напоминающее фантастического осьминога. Но местные жители давно окрестили кафе по-своему метко и просто — «паучок». Вот уже четыре года этот «паучок» закрыт, и все свыклись с видом проржавевшего амбарного замка на его дверях.
Спору нет, идея превратить пустующее кафе в молодежный клуб дельная и своевременная. Интересная, живая клубная работа поможет и в закреплении молодежи на заводе, и в борьбе с пьянством. Почему же открытие клуба так затянулось?
— Целый год понадобилось, чтобы «отвоевать» кафе у треста столовых, — объяснил секретарь комитета комсомола завода.
— А разве год назад не знали, кому принадлежит кафе?
Багров молчит. Да и что ему ответить? В данном случае действия заводских активистов напомнили бесшабашную удаль пятиклассников из киножурнала «Ералаш». Те увидели «бесхозный» каток для укладки асфальта и сдали его в металлолом. Так и здесь: увидели, кафе пустует, решили — переоборудуем его в клуб. Но ведь такие вопросы не решаются одним росчерком пера.
Наконец, кафе перевели на заводской баланс, директор завода подписал соответствующий приказ, были определены сроки, ответственные за исполнение, выделены деньги на приобретение музыкальной аппаратуры, есть смета ремонта. Казалось бы, засучи рукава, комсомол, — и за дело. При слаженной, дружной работе тут и времени-то много не потребуется. Пора, может быть, красную ленточку искать для церемонии открытия?
Увы, по-прежнему топтание на месте. Кажется, лишь сейчас комитетчики поняли, что для «переоборудования» нужны не только стройматериалы, но и специалисты—строители, электрики, художники. Неясными остаются многие организационные и финансовые вопросы...
Ни в комитете ВЛКСМ «Автоагрегата», ни в горкоме комсомола никто не мог сказать, когда точно откроется молодежный клуб. Зато вожаки, от первого секретаря горкома ВЛКСМ Алексея Яловского до иных комсоргов цехов, в один голос обвиняют рядовых комсомольцев в пассивности, иждивенческих настроениях. Но достаточно встретиться с молодыми рабочими «Авггоагрегата», чтобы эти «доводы» рассыпались в пух и прах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказы
Клуб «Музыка с тобой»
Мир капитала: мифы и правда о правах человека