Наука — техника — прогресс
Хочу сразу оговориться: в этом очерке вступительная часть превысит основную, а рассказ о главном герое будет меньше, чем объяснение, почему этот герой стал необходим всем. Проблема, о которой пойдет речь, настолько специфична, что до конца понятна лишь узким специалистам, хотя, с другой стороны, она ежедневно, ежечасно касается каждого из нас. Итак...
Лет двадцать пять назад в одном из журналов я прочел немало меня удивившее сообщение. Специалисты, оказывается, подсчитали, что любую разработку новой машины, оборудования, технологического процесса, любое исследование стоимостью до десяти тысяч долларов выгоднее начинать с нуля, чем искать аналоги среди исследований и разработок, уже проделанных в данной области науки и техники.
В том же сообщении давалось объяснение: развитие науки и техники набрало такие темпы, что объем информации в этой области удваивается каждые десять лет, а потому поиск нужных сведений во всевозрастающем ее потоке год от года становится все затруднительнее и дороже. Проще отдать десять тысяч на собственные разработки, чем израсходовать такую же сумму на кропотливое изучение всей информации на интересующую тему.
С тех пор прошла четверть века, и сейчас всякие откровения из области информатики нисколько не удивляют. Мы привыкли жить в мире, насыщенном разного рода сообщениями, сведениями, данными. Подавляющее их большинство проскальзывает мимо нашего внимания, ибо не затрагивает наших личных интересов ни в сфере производственной деятельности, ни в области отдыха, быта или семейных отношений.
И все-таки есть резон лишний раз вглядеться в «личность» нашего постоянного спутника — информации.
Довольно любопытный и неожиданный поворот данной проблемы увидел, как мне кажется, заведующий отделом астрофизики Института космических исследований Академии наук СССР И. С. Шкловский.
Хорошей характеристикой уровня развития технической цивилизации, считает он, может служить уровень производства энергии. Для земной цивилизации этот уровень скоро достигнет 1020 эрг/с. Заметим, что мощность падающего на нашу планету потока солнечного излучения порядка 10й эрг/с. Таким образом, при всем стремительном росте производства и потребления электроэнергии человечество все еще не вышло на уровень сотых долей процента от солнечного фона на планете Земля.
С другой стороны, отмечает Шкловский, учитывая количество имеющихся на земном шаре телепередатчиков, их мощность и относительную длительность работы, можно утверждать, что Земля излучает на метровых волнах примерно в миллион раз большую мощность, чем если бы она излучала естественным путем, просто как тело, нагретое до 300°К.
Над этим примером стоит задуматься. За какие-то два-три десятилетия из-за деятельности развивающейся земной цивилизации такое важное глобальное свойство нашей планеты, как мощность ее радиоизлучения в метровом диапазоне, выросло в столь огромной степени, что по этому параметру Земля вышла на первое место среди планет нашей системы, обогнав такие гиганты, как Сатурн и Юпитер, и уступает (пока!) только самому Солнцу.
Оставим, однако, межпланетные масштабы, ибо даже в рамках земных безудержно растущая информация дает массу поводов для размышлений, а проблемы, которые она ставит перед человечеством, требуют безотлагательного решения.
Ветеран фирмы «ИБМ», крупнейшей в США по производству компьютеров, автор многих известных книг по вычислительной технике Дж. Мартин писал:
«Сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Печать весьма мягко и неудачно (по мнению автора) называет это «информационным взрывом», так как взрыв быстро прекращает свой бурный рост, рост же информации в перспективе не имеет конца, а только все больше увеличивается. Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно. К 1800 году она удваивалась каждые 50 лет, к 1950-му удваивалась каждые 10 лет, к 1970-му — каждые 5 лет...»
Велик поток информации и в наше время. На несведущий взгляд это обстоятельство кажется парадоксальным: сейчас, мол, столько всего открыто и в стольких областях человеческой Деятельности, что дальнейшее продвижение вперед выглядит весьма затруднительным, что для новых открытий не осталось и места. Однако так могут рассуждать лишь те, кому посчастливилось остаться в наивном неведении относительно происходящего вокруг сейчас и того, как обстояло с этим делом ранее.
В наше время последствия новых открытий далеко не всегда предсказуемы. Иной прорыв в науке и технике дает толчок такой лавине последующих изобретений и новшеств, что под их Эверестами порой трудно различить первоначальный импульс. Давно ли, кажется, были открыты лазеры? А теперь найдены тысячи способов их применения — от космоса до микрохирургии, причем в каждой области, куда они проникли, их использование растет и вширь, и вглубь.
Только вот вопрос: где набраться сил, чтобы элементарно разобраться со всеми обрушивающимися на человека знаниями? Ведь мы переживаем не только эпоху «информационного взрыва», но и, как утверждают знатоки, эпоху «информационного кризиса». Мы не успеваем перерабатывать, усваивать и использовать то, что сами же открываем, затрачивая на это колоссальные средства. Материальные расходы на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.
По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее развитых капиталистических стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства и распространения информации. В 1980 году работники сервиса (торговля и обслуживание) составили 21,5 процента занятого населения США. На долю фермеров, промышленных, сельскохозяйственных рабочих пришлось 34,2 процента. Остальные 44,3 процента были заняты обработкой информации: то есть очень широким кругом дел, связанных с приемом сведений, их анализом, принятием решений и передачей распоряжений и рекомендаций.
Тем не менее нельзя утверждать, что человек сильно преуспел в этом деле. Возьмем лишь одну область — науку. По некоторым подсчетам, на сегодняшний день до 45 процентов средств, затрачиваемых в мире на исследования и разработки, расходуется непроизводительно из-за недостаточной осведомленности ученых. Параллелизм в работе, повторение того, что было опробовано другими, съедают ежегодно фантастические средства.
Нет ничего обиднее напрасного труда. А тут еще специалисты со своими анализами и многообещающими прогнозами. В последней четверти XX века, утверждают они, информация становится для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов. В конце этого столетия информационные ресурсы станут основным национальным богатством, а эффективность их промышленной эксплуатации во все большей степени будет определять экономическую мощь страны в целом. Так что не хочешь терять, учись рачительно распоряжаться тем, что имеешь, умеешь, знаешь. Проблема.
Легче всего ее сравнить с традиционным поиском иголки в стогу сена. Но даже этот классический образ сложной задачи в данном случае не подходит. Стог сена статичен. Он не растет, не видоизменяется во времени, чего не скажешь об изменчивом, подвижном, подверженном переоценке мире информации. Об иголке заранее знаешь хотя бы, где ее искать. А тут... Единица информации в чем-то схожа с каплей дождя, которая вместе с себе подобными превращается сначала в поток, потом ручей, реку, выносится в море, океан, где отыскать ее среди других — непосильный труд.
Обо всем об этом мы говорим с Борисом Владимировичем Кристальным, кандидатом технических наук, который заведует сектором во Всесоюзном институте научной и технической информации (ВИНИТИ) Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР. Этот институт был создан в системе академии в июле 1952 года. Борис Владимирович работает здесь, можно сказать, почти от «первого колышка» — тридцать лет. Так что он знает не только проблемы информатики, но и то, как решались они в последние десятилетия. Большая часть нашей беседы шла, так сказать, на дальних подступах к главной теме — разговору о главном герое этого очерка — о самом ВИНИТИ. Потому что, не поняв хорошо, почему возникла необходимость в таком научном учреждении, трудно будет оценить то, чем оно занимается. Этим же, кстати, объясняется и обширная преамбула данного материала. Чтобы зримее представить такую эфемерную вещь, как информация, мы все время старались найти сравнимый, похожий образ среди знакомых материальных вещей или производственных структур. Искали мы понятный образ и для метода, с помощью которого решается проблема управления информационным потоком, его обработкой и использованием. Ведь найти этот метод, как говорилось выше, ранее казалось Неразрешимой задачей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин
Как поднять инициативу каждого работника, чтобы быстрее добиться повышения производительности труда?
Береги здоровье смолоду