Детство Горького

М Красноставский| опубликовано в номере №307, июль 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советское кино одержало новую победу: автобиографическая повесть Максима Горького перенесена на экран. Сценарист Илья Груздев и режиссер Марк Донской очень бережно подошли к ответственной и чрезвычайно трудной задаче экранизации столь крупного произведения, каким является горьковское «Детство». На экран надо было перенести сильные характеры героев, яркий язык персонажей, картины дореволюционного быта - все глубокое содержание повести. Постановщики кинокартины блестяще справились с этой задачей. Повесть живет в фильме.

... Просторная русская река Волга. По камням, горячим от солнца, бредут бурлаки, надрывно поющие свою песню. Лениво движется баржа. Этот пейзаж семидесятых годов прошлого столетия, как запев, дает тон фильму. Мы видим на палубе парохода мальчика Алексея Пешкова, выглядывающего из-за спины матери.

Алексей знакомится с большой и недружной семьей своего деда Каширина. Он пытливо вглядывается в этих тяжелых и сумрачных людей, среди которых пройдут его детские годы...

Угрюмы сыновья старика Каширина - Яков и Михаил, угрюм и неласков дед...

Только на короткое время заглянуло в тесную квартиру настоящее веселье, когда приемыш семьи Кашириных рабочий Цыганок стал плясать, а за ним поплыла в легком плясе бабушка Алексея ласковая Акулина Ивановна. Но тут же неожиданно вспыхнула страшная ссора между братьями, в слепой ярости бьют они друг друга, катаются по полу, сбрасывая со стола посуду, ломая вещи. Таковы первые детские впечатления Алеши Пешкова на новом месте - в доме деда.

Это был страшный, застойный быт. Маленького Алексея дед чуть было не засек до смерти. Сцены порки мальчика потрясают зрителей. Исполосованный, лежит он в кровати, уткнувшись в подушки, худые плечи вздрагивают: Алексей плачет от обиды, стыда... Об этой жизни, о своем детстве Горький гениально рассказал в своей повести. Но ценность книги, как и фильма, мощно и полно передавшего дух произведения, не только в том, что убедительно и правдиво показан страшный, дореволюционный быт российской провинции: наряду со звериным, подлым и мерзким ярко показано, как жили и работали честные, смелые, правдивые люди, такие, как революционер «Хорошее дело». О безрадостном детстве талантливо писало много художников слова, но среди этих, написанных кровью сердца книг горьковское «Детство» - одна из самых оптимистических. Как ни мрачны были детские годы Горького, он рассказал также и о том хорошем, благородном, что окружало его.

Эпизод за эпизодом проходит перед нами. Благополучие семьи Кашириных, приобретенное тяжелым трудом, расползается, надвигается разорение. Раздел имущества. Нелепо и страшно гибнет веселый и умный Цыганок, сгорела красильня. Ослеп в дыму пожара рабочий Григорий. Он становится «каликой перехожим», нищим...

Удары жизни озлобляют деда, который вымещает свои неудачи на окружающих, в том числе и на своем внуке. Жизнь перед Алексеем Пешковым предстает без прикрас - страшная в своей обнаженности. Но воспитателем впечатлительного подростка стала его бабушка, образ которой вдохновенно создан народной артисткой РСФСР В. О. Массалитиновой.

Бабушка - замечательная, незаурядная русская женщина. Она сумела, живя среди «неумного племени», сохранить в себе человеческое, благородное. Поражают сердечность, оптимизм, широта взглядов и мудрость этой женщины, измученной непосильным трудом, церковью, властью хозяина семьи над нею. Веру в человека эта сильная женщина пронесла через всю свою жизнь. Мудрость ее глубоко народна. В прекрасных народных песнях и сказках черпает она мужество, проникает в смысл жизни. Она мягко говорит людям, пришедшим послушать ее были:

«Злого бы приказу не слушался,

За чужую совесть не прятался...»

Пестуном и другом маленького Алеши стала эта добрая и мудрая женщина. Бабушка понимает: Алексей - необычный ребенок. Она оберегает его от подлости и мерзости, учит быть мужественным, смелым, честным.

Семья Кашириных оскудевает. По железным законам общества собственников, дед снова брошен в нищету, из которой в годы своей молодости он выбился с неимоверным трудом. Ни к чему он «показал разум свой». Все пошло прахом. Нищенствует дед. Маленький Алексей становится тряпичником, мусорщиком. Он роется с товарищами на свалке. Рано познает он нужду, горечь бедности. Сидя с друзьями, Алеша озабоченно рассуждает о том, как ему заработать пятак, чтобы прожить с бабушкой день. Он приносит домой несколько грошей. Жизнь тяжела, горька. Мать Алексея выходит замуж за нелюбимого человека. Постановщики картины убедительно показали условия жизни, когда люди вынуждены делать не то, что хотят и могут...

Неприветливый мир открылся перед Алексеем Пешковым. Он встречается с Ленькой (школьник Игорь Смирнов), прикованным к постели и страстно мечтающим побывать «во чистом поле». У маленького Алексея много друзей и товарищей. Они вывозят на тележке Деньку «во чисто поле».

... Алексей Пешков уходит «в люди», в мир лишений, труда, борьбы. На этом кончается «Детство» - первая часть кинотрилогии, за которой последуют «В людях» и «Мои университеты».

В кинокартине, как и в книге, показано не только детство маленького Алексея Пешкова. Картина показывает нам Россию такой, какой она была всего лишь полстолетия назад. Чтобы еще лучше и глубже любить свою прекрасную советскую родину, надо знать прошлое. Фильм «Детство Горького» этому учит.

Создан замечательный, высокохудожественный фильм, достойный гениальной книги Горького - «Детство».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лицо врага

Из записок следователя