«Зенит» в лицах
— Вероятно, каждый тренер стремится вырастить команду, игроки ко торой отвечали бы самым высоким требованиям современного футбола. Какими ориентирами в этом смысле руководствуется старший тренер «Зенита» П. Ф. Садырин?
Казбек Михаилов, Махачкала
П. Садырин. Советский футбол никогда не был беден талантливыми игроками. Достаточно вспомнить имена наших лидеров — Боброва, Стрельцова, Воронина, Блохина, Дасаева и других. О знаменитой «команде лейтенантов» ЦДКА, блиставшей в сороковых — пятидесятых годах, много слышал, видел в кино. А вот взлет динамовцев Тбилиси и Киева проходил на глазах в бытность мою игроком и начинающим тренером.
Особенно восхищали меня динамовцы Украины. Основы мастерства команды закладывал наш выдающийся тренер Виктор Александрович Маслов, закрепил А. А. Севидов, а продолжил В. В. Лобановский. Киевское «Динамо» тех времен и есть тот идеал, к которому, полагаю, стремится сегодня не только «Зенит»... По плечу ли нам такая задача? Отвечу однозначно: да. Вот только средства для ее достижения не могут быть прежними.
Для создания суперклуба в Киеве пошли по пути наименьшего сопротивления, приглашая способных, уже «готовых» игроков из команд других городов. Коренных киевлян в команде было раз, два — и обчелся. А между тем украинские тренеры сами ежегодно готовили хорошие резервы. Но ориентировка на приглашенных лишала начинающих, подчас талантливых игроков возможности проявить себя. Пока была в силе плеяда признанных мастеров, «Динамо» блистало. Но время неумолимо и для «первых скрипок». Возраст, травмы, а порой и несвоевременно ранний уход — нередко не по своей воле — из футбола сделали свое дело. Результат известен: сегодня киевское «Динамо» — только тень блиставшего в прошлом чемпиона.
Что касается «Зенита», то мы держим твердый курс на своих игроков, воспитанников ленинградских детских спортклубов. Они с юных лет впитывают стиль «Зенита», его игровую тактику. Главным мы считаем повышать мастерство молодых футболистов.
— Говорят, что вратарь — половина команды. В этом смысле «Зениту» повезло: в его рядах есть Михаил Бирюков, названный лучшим в стране вратарем сезона. Пригласили его и в сборную СССР. А ведь еще два, три года назад Михаил был не так уж известен. Что помогло моему тезке стать высококлассным спортсменом?
Михаил Ястребков, пос. Полины Осипенко, Хабаровский край.
М. Бирюков. Когда я еще долговязым и медлительным подростком впервые встал на линию ворот и огляделся, стало очень неуютно... Какая там половина команды — я себя почувствовал песчинкой. Дух захватило, но страха не было, хотя сверстники сил на удары не жалели и мне приходилось из-за отсутствия сеток не столько ловить мяч, сколько бегать за ним за ворота...
Позади немало лет на пути к последнему, пока что лучшему в моей спортивной биографии сезону. Это были годы неустанной учебы, воспитания духа, недовольства собой, нередко и обид. В общем, мой путь в чемпионы был усеян больше шипами, чем розами.
Но многие годы в футболе научили меня ценить чужой труд и самому трудиться в поте лица. Важно с первых шагов усвоить главную истину: ничего нельзя делать вполнакала или, как у нас в футболе говорят, вполноги.
Мой сравнительно небольшой опыт (в высшей лиге я пять сезонов) убеждает, что научиться управлять своей игрой, своими эмоциями можно только с помощью тренера, который в тебя верит и помогает на тренировках приобретать недостающие качества и уверенность в своих силах, а также товарищей по команде, готовых простить твою ошибку, выручить тебя в трудную минуту.
В этом смысле мне повезло: нынешний «Зенит» — команда с высоким порогом товарищества, дружбы. Слова «один за всех — все за одного!» для нас не лозунг, а линия поведения. Мне никогда не надо кого-то просить остаться после основной тренировки для индивидуальных занятий. Ребята идут на это с охотой. Особенно люблю тренироваться с Юрой Желудковым. Его удару, сильному и очень точному, могут позавидовать многие форварды. В том, что мне удалось отразить несколько пенальти, есть и его заслуга.
Не футболом единым наполнена жизнь нашей команды. В «Зените» много ребят женатых, мы дружим семьями. В команде почти все студенты, и мы обмениваемся конспектами, учебниками, помогаем друг другу перед экзаменами.
— Читал в футбольном справочнике, что по составу «Зенит» — одна из самых молодых команд. Много лет в рядах клуба вижу опытного защитника Анатолия Давыдова. Хотелось бы его спросить, как, на его взгляд, может быть долог век футболиста?
Владимир Житов, г. Питкяранта, Карельская АССР
А. Давыдов. Оставить футбол... Столько лет отдать любимому делу и когда-нибудь не выйти на поле в форме родного клуба, не услышать благодарных аплодисментов за хорошую игру, не увидеть гола в воротах соперников, зная, что в этом есть и твоя доля труда... При одной мысли об этом не нахожу себе места. Но, когда начинаю рассуждать трезво, становится чуточку легче. Наверное, потому, что честно жил в футболе, не прятался за спины товарищей на поле, отдавая всегда, в каждом матче все силы без остатка. И так было все десять сезонов кряду, что играю в «Зените».
Честно сказать, сегодня, когда мне пошел тридцать второй год, я не собираюсь вешать бутсы на гвоздь, как, кстати, и мой товарищ по «Зениту» полузащитник Вячеслав Мельников, которому тоже за тридцать. И он, и я чувствуем, что можем приносить команде пользу.
Но как уйти вовремя? Где и когда прозвучит для тебя прощальный удар гонга? В каком возрасте? Трудные вопросы, но ответить можно и на них. Если ты не нарушал режим, если регулярно тренировался, постоянно был готов к большим нагрузкам — век футболиста может быть долог.
Ученые подтверждают, что футболист способен при соблюдении всех условий радовать игрой зрителя до 35, даже до 40 лет. Мировая практика знает немало тому примеров (тот же голландец Круифф). К сожалению, в последние годы мы стали свидетелями слишком раннего ухода из футбола еще вполне боеспособных игроков. Находятся среди спортивных руководителей люди, которые во вред футболу стремятся ускорить отлучение тридцатилетних от дела, которому те могли бы еще принести немалую пользу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Социальный эксперимент
Навстречу XII всемирному
Рассказом о новинке, выпускаемой рижскими мастерами — мини-мокике, самом легком из двухколесных машин с мотором, мы открываем новую журнальную рубрику «Скорость»