Наука — техника — прогресс
Персональная ЭВМ... Лет двадцать назад такое словосочетание звучало бы не менее нелепо, чем персональная ГЭС или персональная доменная печь. А сегодня во всем мире персональные компьютеры уже обгоняют по численности все прочие типы ЭВМ.
Чтобы составить о персональном компьютере цельное впечатление, попробуем взглянуть на него глазами специалистов, тех, для кого он и создан. Нашими спутниками будут инженер, секретарь-делопроизводитель и закройщик — представители только трех профессий из многих, кому поможет в работе персональная ЭВМ.
Уточним: речь идет об инженере, чья профессия впрямую не связана с вычислительной техникой, — о строителе, металлурге, химике.
По определению члена-корреспондента АН СССР С.С.Лаврова, «персональный компьютер — это мой компьютер». Теперь не нужно никуда идти, оформлять задание на расчет, перфорировать программу и данные, подолгу ждать результатов, заботиться о сохранности «своей» информации в вычислительном центре. Машина полностью в твоем распоряжении. Никто не поторопит тебя, если замешкаешься, никто не заметит невольного промаха, никто не поставит в вину низкую загрузку. Эти на первый взгляд чисто психологические соображения быстро приобретают вполне производственный характер. Сокращение дистанции между ЭВМ и инженером, ликвидация посредников в диалоге «человек — машина» приводит к резкой интенсификации инженерного и научного труда.
Персональный компьютер впервые позволил инженеру стать подлинным хозяином ЭВМ. В перспективе контакт между ними станет еще более тесным. Компьютер заменит не только логарифмическую линейку и технический справочник, но и кульман, и перо, и бумагу.
Сразу после появления первых персональных компьютеров возник новый термин — «дружественное программное обеспечение». Сейчас в научно-технических публикациях он появляется уже без кавычек. Именно дружественность можно назвать основной чертой персонального компьютера. Означает это ориентацию на новичка, на неспециалиста, на действия по принципу «обучайся, работая» или даже «обучайся, играя». Раньше, когда каждая единица заложенной в ЭВМ информации и каждая секунда машинного времени были на строгом счету, главными лозунгами вычислительной техники являлись эффективность и экономия по отношению к машинным ресурсам. При этом такие соображения как удобство для потребителя, простота пользования, психологический комфорт, попросту не могли быть приняты в расчет. Хорошими языками программирования считались те, которые было удобно переводить — транслировать — на язык машины. Общение с человеком происходило при помощи цифровых кодов, значения которых приходилось расшифровывать по справочникам. Теперь положение радикально изменилось. Мы экономим уже не машинные, а человеческие ресурсы: внимание, силы, хорошее настроение.
Опыт показывает, что в дружественных условиях новичок способен освоить азы программирования за две недели, тогда как раньше на это требовалось в среднем полгода. А за полгода человек приобретает такую квалификацию, которую не всегда способен дать вузовский курс.
Персональный компьютер «АГАТ» по своим основным вычислительным ресурсам — быстродействию и оперативной памяти — не уступает таким мощным и распространенным машинам, как СМ-4 и ЕС-1030, а кое в чем их и превосходит. Процессор «АГАТа» выполняет до 300 тысяч операций в секунду и состоит всего лишь из двух микросхем. При необходимости процессорную плату можно заменить. Это позволяет «АГАТу» «понимать» программы, написанные для других типов ЭВМ. Оперативная память «АГАТа» тоже построена на микросхемах. Популярные когда-то магнитные сердечники здесь не используются. Каждый двоичный разряд — бит — записывается с помощью конденсатора. Одна микросхема — пластинка с полпальца величиной — содержит 2 тысячи байт памяти (1 байт = 8 битам). На машину может быть установлено от одной до четырех плат памяти, то есть от 64 до 256 тысяч байт.
Персональная ЭВМ на рабочем месте секретаря участвует практически во всех выполняемых им функциях и успешно заменяет собой и пишущую машинку, и календарь, и архив, и картотеку, и если не телефон, то телефониста. Она берет на себя значительную часть работы человека, делает его труд более производительным и интересным.
Секретарь, получивший в свое распоряжение «АГАТ», не будет его сам программировать, по крайней мере на первых порах. Он воспользуется теми программами, которые поставляются вместе с машиной и служат для ввода, обработки и хранения текстовой информации. Самая употребительная из таких программ, пожалуй, «РЕДАКТОР ТЕКСТОВ».
Допустим, секретарю нужно подготовить шесть писем в различные организации. Содержание писем сходное — напоминание о переносе сроков поставок. Тексты отличаются лишь адресом, фамилией адресата, наименованием продукции да ссылкой на номер документа. Набираем текст на клавишах, оставляя свободное место там, где есть различия. Обратим внимание: «АГАТ» в отличие от большинства отечественных ЭВМ имеет как заглавные, так и строчные буквы, так что шрифт ничем не отличается от обычной машинописи. Набранный текст, словно на листе бумаги, появляется перед нами на экране. Даже лучше, чем на бумаге, где каждая опечатка оставляет неопрятный след — зачеркнутые буквы. А тут мы, нажимая на клавиши со стрелками, перемещаем по экрану указатель к месту требуемого исправления, набираем нужные буквы — ошибки как не бывало.
Письмо готово. Осталось разыскать почтовый адрес каждого из предприятий и вспомнить, как зовут там заместителя директора. И в этом деле нам поможет «АГАТ». Нужно лишь вставить конверт с надписью «КАТАЛОГ КОРРЕСПОНДЕНТОВ» в узкую прорезь на лицевой панели — накопитель на магнитных дисках.
Как бы велика ни была емкость оперативной памяти персонального компьютера, ему еще необходима и внешняя память для хранения множества разнообразных программ и данных. «АГАТ» работает с 13-сантиметровыми гибкими магнитными дисками емкостью в 125 тысяч байт каждый. Это почти сто страниц машинописного текста. Такие диски очень дешевы и занимают мало места: добрая сотня их умещается в обычный каталожный ящик. Найти нужный диск и установить его в накопитель — секундное дело. И вот уже в память нашего «АГАТа» переносятся требуемые адреса и фамилии.
Если секретарь уже освоился с машиной, он сообразит, что подготовка письма могла бы отнять еще меньше времени, если бы где-нибудь сохранялся его текст-заготовка. Но ведь не в последний раз пишется письмо такого содержания! Поэтому из ящика извлекается диск с надписью «ТЕКСТЫ СТАНДАРТНЫХ ПИСЕМ» и на него переносится из оперативной памяти набранный ранее текст.
Теперь у нас есть все необходимое для наших шести писем. Как перенести их на бумагу? Можно было бы присоединить к «АГАТу» электрическую пишущую машинку-телетайп, но ее скорость — 10 знаков в секунду — нас уже не устраивает. Поэтому для «АГАТа» разработано специальное быстродействующее печатающее устройство — мозаичный принтер, который печатает любые символы с помощью тонких игл. Иглы на мгновение прижимаются электромагнитами к красящей ленте и оставляют на бумаге следы-точки; эти точки, как мозаика, составляют буквы и цифры. Размерами принтер существенно меньше пишущей машинки, а печатает почти 200 знаков в секунду. Все шесть писем заодно с адресами для наклейки на конверты будут отпечатаны быстрее, чем вы прочтете два абзаца.
Однако послать письмо — это полдела. Надо еще проконтролировать получение ответов. Когда ответ будет получен, мы его зарегистрируем и сделаем соответствующую отметку. Но ведь главное — это выявить неполученные ответы! И снова «АГАТ» приходит на помощь. Подготовив письма, мы берем диск под названием «ДНЕВНИК» и заносим на него сведения об их отправке и срок ожидаемого ответа, скажем, две недели. Больше от нас ничего не требуется: «АГАТ» ежедневно сам просматривает «ДНЕВНИК» и находит невыполненные на сегодня дела. Так что, если через две недели хоть одно из шести писем останется без ответа. «АГАТ» выдаст нам предупреждающее сообщение.
Дополнительная плата позволяет соединить «АГАТ» непосредственно с телефонной сетью. Подключив к нему еще и кассетный магнитофон, мы заставим его без нашего участия отвечать на телефонные звонки и записывать на ленту все, что говорят по телефону. А можно дать ему задание в условленное время вызвать нужный номер и «продиктовать» записанный заранее текст...
Как рождается красивая одежда? Это анализ существующих моделей плюс приспособление их ко вкусам и особенностям фигуры заказчика — то есть операции, графические по своей сущности. Между тем обработка графической информации — одна из отличительных черт любого персонального компьютера. Цветной экран «АГАТа» способен воспроизводить любые фигуры в 16 различных цветах. Языки программирования персональных компьютеров наряду с арифметическими и текстовыми, содержат и графические предписания (типа: проведение отрезка, построение окружности, окраска области в заданный цвет и т.д.). С помощью «АГАТа» можно строить и подвижные изображения — настоящие мультипликационные фильмы.
Какую же пользу извлечет закройщик из «АГАТа»? С его помощью можно создать индивидуальную систему проектирования одежды, причем индивидуальную не только по отношению к заказчику, но и к мастеру: каждый закройщик будет сам конструировать свою систему в соответствии со своим вкусом и опытом. Информационную базу такой системы будет составлять графический каталог моделей. Возможно, для такого каталога к «АГАТу» придется подключить дисковый накопитель большей емкости: легко подсчитать, что одноцветная «картинка» 256 х 256 точек (экран «АГАТа») требует 8 тысяч байт памяти. Модели из каталога можно вызывать в любом порядке, перемещать по экрану, раскрашивать произвольным образом, уменьшать, увеличивать, комбинировать.
При обслуживании заказчика подробные данные обмера его фигуры вводятся в машину. Каждая из вызванных на экран моделей автоматически преобразуется к фигуре заказчика. Глядя на экран, можно визуально определить, какая модель, расцветка или их сочетание ему более всего подходят. После того, как выбор сделан, вызывается программа формирования выкройки. К «АГАТу» подключается координатный графопостроитель — прибор, действующий по принципу самописца и позволяющий чертить на бумаге любые кривые линии. Выкройки, вычерченные машиной на основании точных размеров фигуры заказчика, поступают далее в цех раскроя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»