Условия игры

Сергей Микулик| опубликовано в номере №1419, июль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Футбольная школа «Смена»

Занятия были в разгаре, тренер, поставив ногу на мяч, объяснял очередное упражнение. Два десятка мальчишек стояли полукругом и внимательно слушали Александра Дмитриевича Пронина. Тут кто-то задал тренеру вопрос. И пока он отвечал, один из подростков, оказавшихся за спиной наставника, вдруг высоко подкинул лежавший поблизости мяч, ловко поймал его на грудь, опустил на ногу, секунду-другую задержал на носке, снова подбросил в воздух и снова поймал... Пронин скосил на него строгий взгляд, но не выдержал, улыбнулся, спрятав улыбку в густых усах.

В ленинградской специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по футболу «Смена» два манежа размером 30 X 50 метров, просторный зал для общефизической подготовки, учебные кабинеты, кинозал, и все это под крышей. На улице — два футбольных поля, одно с трибунами. Весь этот чудесный комплекс отдан в распоряжение ленинградских мальчишек, влюбленных в футбол.

Футбольная школа «Смена» — предмет гордости ленинградских тренеров и спорторганизаторов. Как появился этот Дворец кожаного мяча на улице Верности?

— Начинать пришлось практически с нуля, — рассказывает директор «Смены» Дмитрий Николаевич Бесов, отдавший педагогической работе почти три десятка лет. — Мы долгие годы арендовали тесное помещение, пока не стало очевидным, что отделение футбола переросло районные рамки. Но школа без базы — все равно что бомбардир без мяча. Обратились в партийные, советские, комсомольские организации города. Постепенно дело сдвинулось с места. Пока комплекс обрел свой нынешний вид, всяко приходилось: и ругаться, и требовать, и поклоны бить. Но мы ни на секунду не забывали, для кого стараемся...

Тем, кому приходилось бывать в помещении, где одновременно занимаются более сотни детей, знают, что это такое. В «Смене» же тихо. Ну, разве что удары по мячу слышны да негромкие тренерские реплики. Игровая, тренировочная дисциплина сменовцев на высоте. А как же те вольности на тренировках, о которых говорится в начале заметки?

— Организация не значит заорганизованность, — убежден Пронин, чья группа 1973 года рождения считается одной из самых перспективных в школе. — Пожалуй, у меня собраны сейчас самые талантливые 13-летние футболисты в городе. Так вот, моя задача — помочь им раскрыться. Как? Твержу им, что не боги горшки обжигают: «звезды» — обычные люди, только спали они в детстве с мячом под подушкой. Конкуренция за место в основном составе создалась — отлично, пусть с детства привыкают ребята бороться, это умение им пригодится, и не только в футболе. А вольности мальчишеские лишь в самых крайних случаях пресекаю — когда это команде во вред, и самому мальчугану не на пользу.

Какие оценочные критерии применимы к работе детского тренера? С него ведь тоже требуют очки и медали. Да и в большой спорт попадает в лучшем случае один из сотни воспитанников. А не важнее ли, чтобы из стен школы выходили молодые люди, твердо знающие, чего они хотят добиться в жизни, и чтобы спорт стал верным их помощником в этом? Какой самый трудный момент в тренерской деятельности?

— Отчисление, — говорит завуч школы Сергей Петрович Корнилов. — Мы составляем сейчас 12 (!) групп начальной подготовки из числа ребят, не прошедших первый конкурсный отбор. Конкурс у нас, между прочим, 15 человек на место. Три первых года школьники обучаются по обычной программе плюс футбол. Потом образуем спецклассы. Футбольные. С ограниченным, естественно, количеством учеников. Вот и приходится расставаться с ребятами, получившими, так сказать, начальное футбольное образование. Делать это всегда тяжело и неприятно. Впрочем, расставание со «Сменой» вовсе не означает для них прощание с футболом. К тому же в десять лет не поздно заняться любым другим видом спорта, имея хорошую общую физическую подготовку.

15-летний Олег Саленко в свое время уверенно преодолел первый конкурсный барьер.

— Сначала прошел неплохую школу дворового футбола, и только потом решил подключиться к организованному. В семь лет верил, что с футболом у меня всерьез и надолго. Считаю такой путь возможным для каждого мальчишки. Жаль только, что сейчас островков «дикого» футбола в городе остается все меньше.

«Смена» помогла Олегу осуществить мечту — пройти путь от игрока дворовой команды до лидера юношеской сборной страны.

В школе занятия носят комплексный характер: ребята близко знакомятся с легкой атлетикой, ходят в бассейн, занимаются акробатикой. Мастер спорта по гимнастике и акробатике Елена Биспен — единственная в стране женщина, работающая тренером футбольной школы да еще владеющая уникальными методами тренировки — акробатическими. Вблизи от входа в зал, где занимается Елена Ростиславовна, висит стенд с изображением футболиста, наносящего удар по воротам через себя в падении — ребята всегда задерживаются перед ним в преддверии урока. Биспен дает им эти уроки. Тренер учит легкости, маневру, умению в совершенстве владеть своим телом.

Помню, как на предыгровой установке тренер «Смены» Андрей Григорьевич Дятлов требовал игры и только игры, ни словом не обмолвившись о желаемом результате, хотя матч был кубковый, и лишь победа гарантировала выход в финал. И ребята поняли: победа придет, если не изменят они своему стилю.

«Свою» игру они тогда обрели не сразу, непривычным было чужое поле, но все-таки переломили матч в свою пользу. Дятлов такому успеху не слишком обрадовался и без конца тасовал состав (в детском футболе разрешены обратные замены — мудрое правило). Лишь в середине второго тайма ребята заиграли так, как он их учил — быстро, размашисто, результативно и красиво.

Обычно тренер сам набирает свою группу. С «дятловцами» же произошло иначе. Их «родной» тренер сразу после набора надолго заболел, и ребята почти год кочевали от одного наставника к другому. Когда Андрей Григорьевич принял группу, мальчишки уже успели отстать от футбольной программы. Но Дятлов не пал духом, в считанные месяцы он вывел группу в лидеры. Благодаря собственной настойчивости, труду, таланту и полному единомыслию со своими подопечными.

Футбольные спецклассы — с 4-го по 10-й — созданы на базе 473-й школы. В дятловском восьмом «А» классный руководитель — Людмила Ивановна Паюла, болельщица «Зенита»:

— Спецклассы, несомненно, оправдывают себя. Спорт учит ребят дорожить временем. Они сосредоточенны на уроках, дисциплинированны, активны. В старших классах и речи нет о курении. Поскольку все у ребят общее — и учеба, и игра, — классы очень дружны.

Кроме детской команды, на попечении каждого тренера «Смены» еще одна — родительская. В воскресенье — день игры — трибуны полны с утра. Причем мам на них оказывается не меньше, чем пап. Посмотрев на «своих», они обязательно поболеют за старшеклассников, потом за юниоров...

На лето «Смена» выезжает в пионерский лагерь в Павловск. Там по вечерам после всех тренировок ребята сходятся на поляне и такое с мячом вытворяют!.. Тренеры эту поляну стороной обходят, чтобы не спугнуть юных виртуозов.

Конечно, и у «Смены» есть проблемы. Первая — единая спортивная форма. 700 ребят одеть непросто. Но этого требует престиж: школы, единственной в своем роде. Правда, кое-кому из воспитанников школы удается надеть со временем форму команды мастеров. Только в составе «Зенита», чемпиона страны 1984 года, играло 9 (!) воспитанников «Смены».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Черные следы

Нацистские военные преступники в Латинской Америке... Что привело их туда? Чем они занимались и занимаются? Кое с кем из вчерашних нацистов довелось встретиться автору этих очерков

Алёля

Рассказ