Победоносиков не одинок: его окружают в пьесе своего рода маленькие победоносиковы, они как бы дополняют его. Это Иван Иванович (народный артист РСФСР М. Державин), Оптимистенко (артист Н. Гриценко).
Большой интерес представляет работа народной артистки СССР В. Марецкой, создавшей образ мадам Мезальянсовой, мещанки и низкопоклонницы перед всем заграничным.
В образах репортёра Моментальникова (артист В. Осенев) и художника - портретиста - баталиста - натуралиста Исаака Бельведонского (заслуженный артист РСФСР В. Кольцов) Маяковский зло заклеймил беспринципных торгашей и халтурщиков, подвизающихся на поприще литературы и искусства. Характерным, колоритным в спектакле является образ «британского англо - сакса» мистера Понт Кича (артист Л. Снежницкий), который «готов врастать в любой социализм, только, чтоб это ему было походно.
Всей этой мрази в спектакле противопоставлены советские рабочие - новаторы во главе с изобретателем Чудаковым (народный артист СССР А. Грибов).
Чудаков выступает в пьесе энергичным, волевым человеком. «Я заставлю время и стоять и мчать в любом направлении и с любой скоростью...» - говорит он.
Вместе с Чудаковым над воплощением его замысла трудятся его друзья - Велосипедкин (заслуженный артист РСФСР Б. Толмазов), Фоскин (артист Н. Тимофеев), Двойкин (М. Ульянов), Тройкин (М. Дадыко).
Хорошо показали себя в спектакле и молодые артисты. С большим лирическим чувством ведут роли О. Афонина (тов. Ундертон) и М. Ковалёва (Поля). Запоминающийся образ режиссёра создал народный артист РСФСР О. Абдулов.
Пьеса устремлена в будущее. Уже тогда, в конце 20 - х годов, Маяковский сумел заглянуть в наше время.
В пьесе происходит такой диалог:
«ФОСФОРИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА. - Как? Вы и рабочие, вы и математики?
ВЕЛОСИПЕДКИН. - Очень просто! Мы и рабочие, мы и вузовцы.
ФОСФОРИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА. - Для нас просто. Я не знала, прост ли для вас переход от конвейера к управлению, от рашпиля к арифмометру».
В нашей действительности мы повседневно встречаем людей, которые свободно владеют и рашпилем и арифмометром.
Б. Полевой в очерке «Наши современники» рассказывает о том, как на завод имени В. И. Ленина в Чехословакии приехали наши новаторы - машиностроители, для того чтобы передать свой опыт чешским друзьям. Чехи были удивлены, как свободно и легко советские рабочие говорят о сложнейших вопросах техники, о новых методах повышения производительности труда и т. д. Их приняли за инженеров. «Когда же в цехе один из гостей вынул логарифмическую линейку и привычно: прикинул на ней расчёты, хозяева были совершенно поражены:
- Вы же токарь, откуда вы знаете высшую математику?
- Основы её изучил в техникуме при заводе, который окончил два года назад...
- Так вы техник?..
- По званию - да, а по специальности - токарь. Сейчас вот учусь дальше, заочником в институте».
Это пример, который можно и не комментировать. Он красноречиво говорит о силе предвидения Маяковского, о том глубоко актуальном звучании, которое имеет пьеса и в наши дни.
Злободневность, устремлённость пьесы «в завтра, вперёд» обусловила широкий отклик радиослушателей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.