Книжный дар

Валерий Винокуров| опубликовано в номере №1403, ноябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Савва Дангулов — «о нашем времени, о тревожном и яростном мире...»

Дарована человеку от рождения, вместе с самою жизнью, способность любить. С юных лет наполняет сердце, укрепляет душу любовь к матери, к родному дому. А если дан еще человеку природой художественный дар, то выпадает ему особое счастье — разделить свою любовь с людьми.

Книги писателя Саввы Дангулова — о нашем времени, о тревожном и яростном мире. Его жизненная дорога, начавшаяся в городке Армавире, что на Кубани, провела писателя по многим странам и землям. Действие в его романах, повестях и рассказах развивается едва ли не на всей нашей планете. Но чувство малой родины у писателя не притуплялось, ни годы не глушили его, ни далекие путешествия.

...А по Кубани пронеслась огненной бурей война, в руины был обращен Армавир. Писатель вспоминает, что «когда поздней осенью сорок второго приехал в город, то не мог опознать станции, как. впрочем, и мест, лежащих рядом, хотя от родительского дома и находился в пяти минутах ходьбы, — только закубанское взгорье, неясные очертания которого проступали в предвечерней мгле, дало понять, что я не ошибся».

В Армавире есть детская библиотека, которой многие поколения земляков писателя обязаны любовью к книге. Носит эта библиотека имя Зои Космодемьянской. Когда город лежал в пепле, разместили эту библиотеку в жилом доме более чем скромных размеров. Чуть ли не на той самой улице, а может быть, и на том самом месте, где когда-то находился дом семьи Дангулова. Минули со дня окончания войны годы, но так и не удавалось перевести библиотеку в новое помещение.

А писатель приезжал в родной город ежегодно. И примириться с тем, что ютится библиотека в помещении неподходящем, никак не мог. «Я подал мысль о строительстве нового здания для нее», — скромно говорит он. Подал мысль? Нет, это была не просто мысль. Это был Поступок. Дангулов передал на строительство нового здания весь гонорар за роман «Дипломаты» - 20 тысяч рублей. Как, понятно, первоначальный взнос. Идею Дангулова поддержал замечательный наш поэт и общественный деятель Николай Семенович Тихонов. Советские и партийные организации города при поддержке крайисполкома, который возглавлял тогда Георгий Петрович Разумовский. приняли решение построить такое здание для детской библиотеки, чтобы им мог гордиться город.

И вот оно перед вами — это прекрасное здание, подлинный Дворец книги.

Савва Артемович, однако, на том, что «подал мысль», не остановился. «У нас в стране много прекрасных детских библиотек, — говорит он, — но мне очень хотелось сообщить армавирской имени Зои нечто такое, что ее отличало бы. По совету друзей-художников я начал собирать коллекцию картин для постоянной тематической экспозиции, которая должна быть размещена в библиотеке. Экспозиция, полагаю, отвечает существу детской библиотеки, так как посвящена вечной идее материнства. Было условлено, что каждый художник напишет портрет своей матери. Позднее у коллекции появилась новая грань: не просто портрет матери, но и образ в какой-то мере собирательный — мать и дитя, мадонна. За двенадцать лет, прошедших после того, как началось собирание, коллекция достигла ее нынешних размеров: почти сто двадцать работ».

Помогали Дангулову собирать коллекцию не только художники, но и писатели, журналисты, дипломаты. К замечательным советским художникам, откликнувшимся на призыв Дангулова, — Н.Н.Жукову и Л. Гудиашвили. А. В. Кокорину и Кукрыниксам. А.Д.Гончарову и В, Н. Горяеву. Е.А.Кибрику и О.Г.Верейскому. Б.Е.Ефимову и Ю. Ракше, многим-многим другим, среди которых и летчик-космонавт А.А.Леонов, присоединились живописцы разных стран, коллекция стала интернациональной.

Свои картины подарили японский график М.Уэно. венесуэлец С.Ренхифо. индонезиец Убуд, чехословацкий художник О.Дубай, итальянец Р.Гуттузо, греческий поэт Я. Рицос. создавший скульптурный портрет, датчанин Х.Бидструп, норвежец Г. Вигелянд и еще многие-многие. По-разному попадали их произведения в нашу страну: по почте и с оказией, как дар советским деятелям культуры, которые затем по согласованию с авторами передавали — всегда безвозмездно, конечно, — в дар библиотеке. Точнее, в дар советскому Фонду мира, установившему для этой коллекции вечное хранение в детской библиотеке Армавира.

В январе прошлого года состоялось ее торжественное открытие, летом нынешнего года картины приезжали на выставку в Москву, затем вернулись домой, в Армавир.

...Дворец книги — можно ли иначе называть такое здание? — внутри оформлен выпускниками-строгановцами, расписавшими комнату сказок, занавес зрительного зала, подарившими множество своих дипломных работ из керамики, стекла, фаянса. Но главное в библиотеке, бесспорно, книги. И к открытию она пополнилась тысячами томов, подаренных Всероссийской детской и Всероссийской юношеской библиотеками.

Хотя штат у Дворца книги совсем еще мал (крайисполком обещает в этом вопросе помочь), уже создаются здесь литобъединения, задумывается «Театр книги», концертные программы.

А писатель Дангулов расширяет коллекцию, собирая монографии и альбомы о художниках, чьи картины украшают стены библиотеки, и передавая их в дар детям...

Подаркам всегда так радуются дети, но, вырастая, понимают, что дарить подарки, может быть, не меньшая, а во много раз большая радость, чем получать их.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нескорый суд

Надо обсудить

Спрос — с себя

Как поднять инициативу каждого работника, чтобы быстрее добиться повышения производительности труда?