башмаки, гуттаперчевое тело и игрушечное лицо — все это сделано в расчете на видеофильм, видеоклип, с учетом не только концертной деятельности, но и работы на крупном плане. Джексон — это совершенная форма поп-идола; и, конечно, его отточенное мастерство, никогда не выходящее за рамки своего образа, есть идеальный пример жизни в искусстве.
Что же отличает наши группы? Обилие «металлической» символики, не поддержанное репертуаром; хард-роковые прически и грим, которыми украшают себя музыканты всех направлений, в том числе типично попсовые; нежелание учиться сценическому движению и сохранять себя в хорошей форме, что приводит к хаотически бессмысленному поведению на сцене. Многие вокалисты не владеют голосом, а музыканты не умеют хорошо играть, и это скрывается за шумом, громом и пиротехникой. Не дай бог, приедет какой-нибудь Оззи Осборн — и конец нашим доморощенным хард-рокерам и «металлистам»: вот где талант, энергия, умение работать!
Советские клипы очень портят штампы, это серьезная проблема. Что на экране почти всегда бьет в яблочко? Правильно: берег моря (лучше с чайками), нижние ракурсы (от снятых снизу идущих ног уже просто тошнит), девушка в мини-юбке, развевающиеся на ветру волосы (лучше светлые и обязательно рапидом), цветы, детские личики, многозначительные взоры из-под ресниц, детали обнаженного тела, крупно снятые губы, глаза во весь экран, вышагивающие манекенщицы, мчащиеся автомобили и т. п. Из этих клише монтируется большинство наших клипов. В этом случае не надо ничего придумывать.
Впрочем, у нас есть и неплохие клипы. Например, номер группы «АВИА» «Я не люблю тебя». Конечно, остроумная песенка дала возможность пофантазировать; немаловажно и наличие собственного лица у группы. При таких условиях клип вряд ли мог получиться уж очень плохим. Еще одна удача — «Поезд в огне» группы «Аквариум». Авторы клипа не пытались сломать структуру песни; монтаж здесь тактичный и не слишком рубленный, что позволяет не только полюбоваться лицом поющего. Гребенщикова и его живописных друзей, но и оценить связи между игровыми и хроникальными кадрами... Словом, когда исходный материал хорош и авторы клипа это понимают, вполне вероятен успех.
На мой взгляд, видеоклип сегодня находится на границе между жанром и видом искусства. Уже очевидно, что собственный киноязык видеорока отличается от других жанров аудиовизуальной культуры. А само наличие языка свидетельствует об известной самостоятельности и зрелости.
Нет слов: до большого искусства еще далеко. Но обстоятельства возникновения клипа соединились каким-то особым образом, и вполне возможно, что из гадкого утенка вырастет прекрасный лебедь. Что же склоняет меня к подобному прогнозу?
Во-первых, как я уже сказала, существование феноменального киноязыка, опирающегося на вполне определенный и даже мощный фундамент. Во-вторых, сознание того, что ни одно из появившихся в культуре искусств не исчезло бесследно. Скажем, довольно нетрудно узнать в «авторской песне» отголоски средневековых баллад, и традиции русских романсов, и наследие современного, романтически-приблатненного городского фольклора. То же можно сказать и о рок-музыке и добавить сюда карнавальные элементы, эстетику уличного театра, опыт оп-арта и поп-арта, принципы искусства хэппенинга, влияние индийской и дальневосточной философии и т. д. — словом, стремление к синтезу искусств, свойственное всему двадцатому веку.
В-третьих, некоторая иллюстративность видеоклипа вовсе не помеха для его авторов. Во всяком случае, книжная иллюстрация — древнее и уважаемое искусство — в большей степени привязана к своему тексту. Музыка же дает море свободы художнику.
В-четвертых, «ужасные» рекламные цели и сегодня не очень-то мешают людям с фантазией. Да и со временем коммерция может ослабить свои тиски. Главное, не пренебрегать ремеслом — основой таланта, а то у нас выпячивание своего дилетантства стало чуть ли не хорошим тоном.
Видеоклипы сегодня — очень разные произведения, от подделок до шедевров. На наших глазах и с нашим участием прошел Первый международный телефестиваль видеоклипов (52 «участника»), на котором были представлены победители хит-парадов видеорока по данным зарубежных журналов на 1988 год.
В последнее время появились новые виды клипов, говорить о которых еще рано. Но можно отметить тенденцию отхода от «шокового» изображения, от коллажей, перенасыщенных предметами и приемами. Стало меньше клипов с рубленым жестким монтажом и замедленными съемками. Видимо, завершен процесс проб и ошибок, и начинается период анализа находок. Что же, может быть, самое интересное только впереди!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.