Классный наставник

Н Александрова| опубликовано в номере №523, март 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Учёба - это самый важный, самый главный элемент в работе классного руководителя. И Александра Ивановна сурово критикует тех, кто плохо учится, и на собрании и в стенной газете; она устраивает для них консультации после уроков. Она собирает комсомольцев, которых ещё очень мало в первом полугодии восьмого класса, и требует, чтобы они стали первыми, чтобы показали пример успеваемости.

И результаты сказываются: 11 неуспевающих в первой четверти исправляют свои отметки к концу полугодия. А комсомольцы все, до одного, учатся на четвёрки и пятёрки.

Но Александра Ивановна на этом не останавливается. Ей важен не только сегодняшний день ученика и воспитание качеств, необходимых в классе, - послушания, дисциплины, старательности. Нет, надо воспитать нечто большее, то, что Александра Ивановна называет коротко: «сознание».

Это значит вооружить ученика высокими идеалами коммунистической морали и тем самым дать ему силу самостоятельной мысли и оценки своих поступков. А тогда и послушание и старательность придут сами собой, как сами собой распускаются зелёные листья на крепком, здоровом дереве.

Как складывается это воспитание?

Вот тихая беседа с «благополучной» девочкой. В школе не всегда удобно поговорить вдвоём, по душам. И Александра Ивановна просто идёт из школы вместе с ученицей домой.

Вечерние улицы Кашина пустынны, никто не мешает их беседе. Строгая учительница, которую ребята сначала боятся, вдруг становится близкой, ей всё можно рассказать.

- А знаешь, Вера, - говорит она девушке, - ты похожа на спящую красавицу. Вот открой глаза и взгляни на жизнь. И подумай: есть на свете такая девочка Вера, и она сидит и вышивает, без конца вышивает носовые платочки. А давай её разбудим и подумаем: что-то она будет делать в жизни, эта девочка?

Никто со стороны, глядя на спокойную, мерно шагающую Александру Ивановну, не подумал бы, что в эту минуту она ведёт суровую борьбу, и противник её - старая, дореволюционная мораль, которая сковывает девочку.

Надо выйти замуж, стать хорошей хозяйкой - вот что подсознательно усвоила девочка в своей домашней и, видимо, мещанской среде. Там, дома, тоже говорили о профессии: без профессии нет теперь человека, - но там весь разговор сводился к одному: какая профессия выгоднее?

А сейчас они говорят даже не столько о профессии, сколько о праве на яркую, кипучую жизнь, о богатом жизненном пути, который расстилается перед молодым человеком.

Мысли Александры Ивановны, словно свежий ветер, врываются в сознание девочки, сонное «благополучие» понемногу теряет свою неподвижную силу. Но оно всё ещё крепко держит девочку, и пройдёт немало времени, прежде чем мысли, навеянные вечерним разговором, превратятся в горячее стремление, в жажду большой, настоящей жизни.

Да, воспитательная работа не всегда приносит результаты немедленно. Но тем она важнее: ведь это «сделано» не на сегодняшний день, а на всё большое будущее юноши или девушки.

- Пока я не могу дать тебе рекомендацию, - так сказала Александра Ивановна ученику Н. - Видишь ли, комсомольцы - это люди, которые живут не только мыслями о героическом будущем, как ты, но и сегодняшним обыкновенным школьным днём. А у тебя какое-то пренебрежение к школьной жизни. Всё это неважно: и уроки и замечания учителей, - а важное будет где-то там, очень далеко. Так ты думаешь. И вдруг получится, что ты всю жизнь, как за синей птицей, будешь гнаться за каким-то неуловимым будущим, а в настоящем будет то, что сейчас, - посредственные отметки в табеле. Я хочу видеть тебя не в мечтах, а на деле. В комсомол надо рекомендовать с уверенностью, без тени сомнений...

Может быть, разговор происходил не совсем так, как здесь написано. Он был гораздо длиннее и касался многих тем. Они говорили о том, что такое героизм и почему Алексей Максимович Горький считал, что для геройского подвига всегда есть место в жизни; какие отношения должны быть между советскими людьми и можно ли, борясь за счастье всего человечества, быть грубым к товарищу, который стоит с тобою рядом; можно ли плохо учиться, если даже не любишь педагога (это был тот самый мальчик, который не ладил с учителем физики).

Так суровый отказ Александры Ивановны дать рекомендацию в комсомол превратился в критический и глубокий разговор об облике комсомольца, о морали советского школьника. А окончился этот разговор очень прозаически: они вместе наметили срок, когда должна выйти стенная газета. Так будущий герой опустился на твёрдую землю своего класса.

Много было таких бесед Александры Ивановны. Верная себе, она всегда думала о том, каким человеком должен быть каждый её ученик.

Но были и такие беседы, которые она проводила сразу со всеми. Был вечер вопросов и ответов. Она отвечала на вопросы ребят. Был прекрасный вечер, посвященный жизни и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина. Она рассказывала о жизни нашего великого вождя, как о ярком примере для молодёжи. Вот ответ на вопрос «жизнь делать с кого», как писал В. Маяковский.

Вместе с учениками она пошла на просмотр фильма «Повесть о настоящем человеке». Затем было проведено обсуждение картины.

Она устроила беседу о докладе товарища Молотова к 31-й годовщине Великой Октябрьской революции. И, рассказывая о борьбе советского народа за сверхплановые накопления, привела цифры, взятые из жизни школы. Вот сколько тратит государство на обучение школьников, вот какой дополнительный расход может принести плохой ученик.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены