К 175-летию со дня рождения Г. Квитка-Основьяненко
Во многих театрах нашей страны, в том числе и на московской сцене, с большим успехом идёт комедия Григория Квитка - Основьяненко «Шельменко - денщик». Чем же объяснить, что вот уже более ста лет это произведение не стареет, не теряет своей остроты? Секрет успеха - в силе сатирического обличения помещичьего строя, в незаурядных художественных достоинствах пьесы. Следя за похождениями ловкого плута солдата Шельменко в имении помещика Шпака, зрители получают наглядное представление о гнилых, несправедливых порядках царской России, о моральной опустошённости крепостников - дворян. Высмеивая жадного к деньгам, бесчестного Шельменко, прислуживающего одновременно двум враждующим между собой господам, автор беспощадно вскрывает никчёмность, отвратительность самих этих господ - офицера - выскочки Скворцова, невежественного, полоумного помещика Шпака, его ближайших родственников и соседей (помещик Опецковский и другие). Но в пьесе речь идёт не о частном случае: в ней дана обобщённая, типическая картина помещичьего быта царской России. Многозначительны также реплики в третьем действии комедии о меркантильном характере политики английских министров, о произволе в Европе и т. п.
Образ плута Шельменко появлялся и в других сатирических пьесах Квитка - Основьяненко - «Дворянские выборы», «Шельменко - волостной писарь».
И в этих произведениях драматург разоблачает представителей «власть имущих» - бесчестных судей, чиновников, произвол сельской администрации.
Квитка - Основьяненко был не только драматургом, но и выдающимся прозаиком. Лучшие произведения писателя, прогрессивные тенденции его творчества получили высокую оценку Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Шевченко и Ивана Франко.
Григорий Фёдорович Квитка - Основьяненко родился на Украине 29 ноября 1778 года в помещичьей семье. Он прошёл большой жизненный путь. Служил в армии, был послушником в монастыре, избирался предводителем уездного дворянского собрания, восемь лет был совестным судьёй Харькова, затем председателем уголовной палаты харьковского суда, входил в редакции некоторых местных изданий.
В 1816 - 1817 годах Квитка - Основьяненко опубликовал свои первые юмористические стихи и прозаические произведения - «Письма Фалалая Повинухина», высмеивающие дворянство. Со второй половины двадцатых годов XIX века он особенно плодотворно работает в области драматургии и прозы. Близкое знакомство с жизнью провинциального чиновничества и дворян - крепостников давало писателю богатый материал.
В своём творчестве Квитка затронул самые различные стороны жизни современного ему общества. Но для нас наибольшую ценность представляют те его пьесы, повести и рассказы, в которых он выступает как обличитель крепостников и защитник сельской бедноты, честных тружеников.
К сатирическим пьесам Квитка - Основьяненко примыкает его роман «Пан Халявский», отмеченный Белинским за остроту и правдивость. Оценивая творчество Квитка - Основьяненко, Белинский подчёркивает, что в нём «особенно замечателен «Пан Халявский» - сатирическая картина нравов Малороссии». Великий критик отмечает родство этого произведения с фонвизинским «Недорослем». Как и Митрофанушки, пан Халявский предельно глуп, невежествен. И его окружают тупые, чёрствые люди.
Квитка - Основьяненко выступает против низкопоклонства перед заграницей, против лености, предрассудков, обжорства, жестокости и многих других пороков, которыми страдали паны халявские и им подобные представители дворянства.
Глубокими симпатиями к простому народу проникнут ряд повестей писателя, в частности «Маруся» и «Сердечная Оксана». Герои повести «Маруся» - крестьянин Наум Дрот, его жена Настя, их дочь Маруся и влюблённый в Марусю Василий - люди честные, искренние, трудолюбивые. Они достойны того, чтобы жить счастливо. Однако есть причины, которые препятствуют этому: сначала рекрутчина помешала женитьбе Василия, а затем необходимость длительное время разъезжать в поисках заработка. Так и не суждено было осуществиться счастью молодых людей: Маруся умерла от тяжёлой болезни, Василий не застал её в живых. Симпатии автора - на стороне простой девушки Оксаны, над которой надругался бесчестный офицер (повесть «Сердечная Оксана»).
Конечно, не всё в богатом литературном наследстве Квитка - Основьяненко одинаково ценно для нас. Мы не должны забывать, что писатель отдал немалую дань консерватизму.
Советские люди высоко ценят прогрессивные мотивы лучших произведений классика украинской литературы: сатирическое обличение господствующей верхушки в городе и селе, правдивое отображение отдельных черт крестьянской жизни, стремление к реалистическому показу народного быта, богатство изобразительных средств, то есть всё то, что дало право Белинскому поставить Квитка - Основьяненко в ряд «блестящих и сильных талантов, каковы Ломоносов, Фонвизин, Хемницер, Капнист, Карамзин...»
Лучшие произведения Квитка - Основьяненко переиздаются в СССР большими тиражами, ставятся на сцене, творчество писателя изучается на филологических факультетах вузов нашей страны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.