Но этого нет в саду, - и скука душит парня своими пыльными ладонями.
Во «2 - м рабочем» под разухабистый аккомпанемент баянов идет «Катерина Измайлова». Это переложение на экран лженародных песен о ненавистном муже - купце, тоскующей молодой купчихе и работнике (молод и чернобров!), которого она полюбила. Старый приказчик в отсутствие мужа блюдет нравственность молодой купчихи. Затем купца убивают жена с работником и т. д.
В «Великане» на Добрынинской площади - «Медвежья свадьба». Молодую жену свою, невинную паненку ангельского вида, загрызает (буквально) на брачном ложе жестокий аристократ (предполагается патология и загнивание правящего класса). Затем, для идеологического искупления фильма, вспыхивает крестьянское восстание. В «1 - м рабочем» - «Алим - крымский разбойник». Это ходульный, опереточный фильм производства 1924 - 1925 гг. о благородном разбойнике из батраков и полюбившей его дочери богача, сдобренный примитивной идеологией и большой порцией крымских видов.
Кочуют из одного кинотеатра в другой «Бабы рязанские», смакующие «крестьянскую» любовь - снохачество в деревне. То там, то здесь мелькает идиотская рожа Монти Бенкса и т. д. Такие фильмы, как «Златые горы», «Встречный», прошедшие «монопольно» в крупнейших инотеатрах и получившие широкое признание у зрителя, исчезают в неизвестном направлении, а на экранах рабочих районов по-прежнему циркулирует ветхая заваль.
Летом, когда наши кинотресты почти не выпускают продукции, с репертуаром особенно трудно. Но все - таки тайной прокатчиков остается, почему из старых запасов выбирается сякая кинорухлядь, которую давно пора сдать в архив, а такие фильмы, как «Мать», «Земля», «Конец Санкт - Петербурга», «Одна», никогда не возобновляются постановкой.
Ссылки на «коммерческий» успех здесь неубедительны. В кино Моссовета наибольшим успехом за последнее время пользовался «Первый взвод», совсем не подходящий под рубрику «коммерческих» картин.
Очень поучительна история с хроникой. До некоторой поры она считалась принудительным ассортиментом, и нужно было много статей и обращений, чтобы пробить стену прокатной косности. А сейчас в кино им. Моссовета и в «1 - м рабочем» зритель сам требует хронику в случае ее отсутствия. Большим успехом пользуется журнал «Советское искусство». Мы знаем, сколь велик у нашей молодежи интерес к технике. Однако на экранах вы почти не увидите киножурнала «Наука и техника». Летом у кино много конкурентов, и для привлечения зрителя зачастую пускают двойную программу. Принцип ее составления таков: одного плохого фильма мало, давайте дадим их два! А ведь вместо этого можно дать продуманную, расширенную программу, где был бы короткометражный фильм на материале жизни и быта народностей Советского союза (а такие фильмы есть), журналы «Советское искусство», «Наука и техника» и наконец художественный фильм.
Наш зритель растет, и нужно помочь его росту, а не тянуть назад «тремя сериями в один сеанс». Все наши обвинения относятся прежде всего к тресту Мосгоркино. В системе его работы до сих пор существует разделение на 1 - й, 2 - й и 3 - й экраны. И если это разделение возможно по признаку мощности кинотеатров, по пропускаемости или доводам, то 3 - й экран, обслуживающий рабочие районы, никак не должен становиться третьестепенным, заштатным кино, где 30 - проц. годность фильма считается удовлетворительной, и говорить о какой - то художественности, значимости картин гае приходится. Подбор программы для 3 - го экрана, его репертуар нуждаются в особенном внимании прокатных организаций и нашей советской и комсомольской общественности.
Спросите любого выходящего из кино, о которых мы говорили, была ли музыка под картину. Он ответит вам не сразу. Нужно вспомнить.
- Да, да, была. Как же. Рояль. Присутствие иллюстратора замечается только тогда, когда он неожиданно перестает играть. Нарушается привычный рефлекс, и зритель реагирует. «Киношная» музыка в большинстве случаев музыкальный винегрет - обрывки вальса, кусочек марша, неопределенные аккорды.
Пропутешествуйте из «Великана» во «2 - й рабочий», оттуда в кино им. Моссовета, - и всюду вы услышите одну и ту же музыкальную дребедень, которую разводят по клавишам привычные пальцы иллюстратора. Он даже может заснуть при этом. Обычно фильм иллюстрируется, как бог на душу положит. Предварительный просмотр, проработка фильма и подбор материала иллюстратором отсутствуют. А ведь музыка играет очень большую роль в восприятии картины и отдельного ее образа. Примером могут служить блестящие музыкальные характеристики Шостаковича в «Одной». Из сочетания музыки с кадром может родиться новое смысловое его звучание. Осмысленная и продуманная иллюстрация вносит иногда необходимый корректив к фильму.
Удельный вес немого кино еще очень велик на наших экранах, и повышение квалификации иллюстраторов, ликвидация «киношной» музыки - одна из очередных задач Мосгоркино.
Почти во всех кино, где мы побывали, есть оркестры, играющею в фойе или саду. Нужно использовать все имеющиеся возможности для обогащения культурой нашей молодежи. Оркестр в кино - одна из таких возможностей. Здесь музыка незаметно входит в быт, приобретаются начатки музыкальной культуры. В кино им. Моссовета музыку уже слушают. На громко разговаривающих во время исполнения шикают. Интересуются исполненным номером, запоминают композитора. Во многом это зависит от дирижера Бродского, требующего к себе внимания, поясняющего иногда номера.
Сыграйте пожалуйста ту - степ. - Можно и ту - степ, - равнодушно соглашается баянист. У него каменное лицо и вертлявые пальцы.
В парах только девушки.
Фасонные парни расселись по стенам. У всех танцующих раскаленные лица.
Это фойе кино клуба 1 - го часового завода. Танцуют в ожидании сеанса. Мы - за танцы! Но здесь, в закрытом и душном помещении, танцы вырождаются в танцульку весьма плохого свойства.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.