Это фильм о героизме и мужестве советских людей, о романтике труда морских нефтяников, о великой силе человеческого разума, покоряющего стихию.
... Несколько лет назад на Нефтяные Камни, находящиеся за десятки километров от берега, высадилась маленькая группа геологоразведчиков. Прежде нога человека сюда не ступала. Нефтяные Камни пользовались у моряков печальной известностью: во время жестоких штормов море разбивало о них корабли. Единственными живыми обитателями Камней были змеи. И вот змеиному царству пришёл конец.
Началась стройка. На Каспии поднялись вышки, отсюда поплыли танкеры, нашитые нефтью, добытой со дна моря. Потом в море возник целый город: на сваях поднялись дома, мастерские, нефтехранилища. Над морскими волнами протянулась эстакада, и по ней помчались автомобили. Первого мая 1953 года по улицам этого необычного города двигались колонны демонстрантов, и над праздничными лицами людей реяли красные знамёна.
Можно было бы сказать: всё произошло, как в сказке. Но перед нами подлинная реальность. Тем и хорош этот фильм, что в нём показаны трудности, с которыми борются люди, подлинная героика будней. Не по мановению волшебной палочки (как это часто бывает в кинофильмах) вырос город, не всё гладко шло у нефтяников, и не так - то легко дались трудовые победы. Понадобилось огромное напряжение сил, порою требовалось пойти на риск. На небольшом участке фронта мирного труда люди совершали самые настоящие фронтовые подвиги. И обо всём этом убедительно, волнующе рассказывает кинофильм.
... На море уже несколько дней шторм. Танкеры не могут подойти к промыслу. Все нефтяные баки скоро будут заполнены. Куда же тогда девать чёрное золото? Неужели выливать в море? На ураганном ветру целую ночь работают электросварщики. Они строят новое нефтехранилище. Сейчас всё зависит от них. Долго продолжался поединок человека со стихией. Победителем вышел человек. Нефтехранилище было построено, и ни одна капля горючего не пропала.
... Шторм продолжается. Кто рискнёт в это время выйти в море? Но от бакинских причалов отплывает судно. Там, в открытом море, у вышек люди несут вахту десять дней, нужно их сменить. Судно то взлетает на гребни волн, то почти исчезает под водой. Кажется, вот - вот море поглотит его. Но к таким штормам люди привыкли и знают: в назначенное время они выйдут на «берег» морского города.
... На поверхности воды появился грифон - фонтан из нефти и газов. Грифон очень опасен: может возникнуть пожар. Так и случилось. Море вспыхнуло, огромный столб огня поднялся над водой. Пламя угрожает промыслам. Снова схватка людей со стихией. Но и здесь они вышли победителями.
Люди неизменно побеждают, однако не только благодаря своему мужеству и героизму. На бой с морем' они вышли не безоружными. Страна вооружила их отличной техникой. Вот, например, морской путеукладчик. Это совершенно новый агрегат, созданный советскими инженерами. Он предназначен для прокладки эстакад в море. Не нужно забывать, что глубина моря в этих местах - более пятнадцати метров... Машина забивает в морское дно металлические сваи и затеи укладывает настил.
Страницу за страницей перелистываем мы волнующую повесть о нефтяниках Каспия, знакомимся с хроникой замечательных событий, вместе с тружениками моря радуемся их победам. Вот у только что пройденной скважины стоят люди, которые бурили её долгие месяцы. Теперь работа закончена, скважина «заговорила», показалась первая нефть. Мастер, сложив ладони желобком, берёт в «их бурую жидкость, рассматривает ее, улыбается... Друзья обнимают друг друга. Очень всё просто и непосредственно в этой сцене.
В «Повести» много такого, что авторы просто подсмотрели в жизни. Наряду со сценами героическими, полными высокого напряжения, есть сцены чисто жанровые, юмористические.
... На эстакаде встретились две автомашины. Водители вылезают из кабин и начинают спорить, кому подать назад, возникает перебранка. Раздаётся свисток милиционера, и одному из шофёров, нарушившему правила, приходится всё - таки уступить...
Эта сцена запечатлена психологически настолько точно, что она неизменно вызывает у зрителей взрыв смеха.
Другой эпизод. У перил, глядя на море, вздыхают влюблённые - он и она. Показав их, аппарат тут же скользит в сторону и останавливается на спасательном круге, на нём надпись: «Утопающему»..
Надо сказать, что фильм благодаря стройности сюжетной линии производит цельное впечатление. Это очень важно, так как зачастую документальные фильмы представляют собой набор кадров, расположенных лишь в некоторой последовательности.
Фильм не похож на многие другие документальные кинокартины не только тем, что в нём свято, но и тем, как снято. Мы встречаем много смелых, интересно решённых кадров. Зал аплодирует, когда видит на экране, например, выступление артистов цирка, приехавших в гости к нефтяникам. Воздушные акробаты «работают» над... волнами моря. Они сняты сверху в то время, когда под ними проходит катер. Вообще уровень операторской работы в фильме очень высок. Блестяще выполнены виды моря, картины морского пожара, разыгравшегося на Каспии шторма. Всего несколько кадров было сделано под водой, но они запоминаются.
«Повесть о нефтяниках Каспия», несомненно, является большим событием в развитии нашей художественно - документальной кинематографии. Она показывает, сколько неиспользованных возможностей ещё таит в себе этот интересный и трудный жанр.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.