Хулиганство в деревне

Р Акульшин| опубликовано в номере №65, ноябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Полезли глаза на лоб у многотерпеливых учителей. Кряхти, а сиди. Только одна душа не вытерпела. Пробкой выскочив из зала, она забегала по коридорам, умоляя указать ей крючок на потолке...

- Зачем? - спросил я.

- Повеситься!.. - раздраженно усмехнулся учитель. - Сил никаких нет... Ведь он еще проговорит часа три!.. Ведь задался целью рассказать содержание газет за последнее полугодие...

Не зря я вспомнил сейчас об этом. Разве не морят многочасовыми докладами молодежь в рабочих клубах? Разве не угощают тем же деревенскую молодежь командированные из укомов и райкомов?

Битье стекол, матершина, драки - все это часто расцветает в результате неумелого подхода к клубной работе.

Загляните в чайные - городские и деревенские... Там полным-полно. Там каждый чувствует себя, как дома... И разве кому взбредет в голову желание похулиганить!.. А, если в чайной выступают певцы и музыканты, то нет конца радости и благодушию публики. Клубным работникам нужно повнимательнее присмотреться к облику трактиров и чайных, понять их дух, и может быть кое-чему поучиться.

Драки, матерщина, похабные песни, поджоги, битье стекол, мазанье ворот дегтем, отрезание кос девицам, отравление животных - вот разновидности хулиганства, и, в частности, деревенского.

В одной деревне «хулиганы, ворвавшись в Нардом, выкололи на портретах глаза всем вождям революции и в клочья изорвали красное знамя». В другой деревне разнесли в щепки памятник Ленину.

Рассказ, услышанный мною от деревенских ребят, говорит о «невинном» хулиганстве поповского сынка...

«Стали слухи по селу ходить - змей по ночам летает, безбожников хватает, в колодезь запихивает... Все боялись, а комсомольцы не верили: никаких ваших змеев не признаем... На словах-то храбры, а как до факта дошло, не выдержала кишка. Наш брат, беспартийный, как смеркнется, домой скорей, а комсомолы храбрятся, секретарь выхваляется: в полночь на улицу выйти не забоюсь... выходи, коль много штанов сухих, а мы не согласны. Вот собрание комсомольское кончилось. Другие комсомольцы, которые с головой, после собрания по домам, а секретарь нарочно ходит, змея дожидается. Вот в полночь шум по небесам и сияние... Секретарь бежать, а голос с неба: «Ни с места!» Сидеть бы в колодце храбрецу, да вовремя догадался молитву сотворить, рассыпался змей огненным дождем, а секретарь свету не взвидел... Бежит, как чумовой, калитки не видит, земли не чует, с разбегу не в дверь, а в окно угодил, два больших звена высадил (расход немаленький), дома перепужались: «Что ты, что с тобой, да воскреснет бог!» А секретарь знай одно твердит: «Есть великая сила природы». Твердый все-таки секретарь-то, душа в пятки ушла, а бога не упомянул, природа, говорит. А дня через три весь народ узнал квартиру змееву. Сын попов каждый вечер в гнилушки наряжался. Натычет гнилушек в голову, и за уши, и за ворот, как жар гнилушки в темноте горят. Только Семка Крутасов не забоялся, огрел змея железным прутом, теперь лежит змей, умрет наверно дня через три... Попадья всем жалуется. А по-нашему - не озоруй. Ей сына жалко, а секретарю комсомольскому денег на стекло не жалко? И опять же конфуз перед нами, беспартийными. Природа - природой, а струсил зачем?»

Заключение

Мы должны уяснить для себя все объективные причины, способствующие процветанию деревенского хулиганства. А их не мало. Тут и неудовлетворенные культурные запросы (отсутствие читален, отсутствие книг в читальнях: заколоченные досками народные дома и плохая постановка клубов), и бездействие, и самогон, и горькая.

И нередкая отчужденность партийных от беспартийных и вражда «образованных» с «необразованными».

Но положение не безвыходное. Мы справлялись с более серьезными вещами.

Каждое отрицательное явление, на котором сосредоточивается внимание общества, на время как бы заслоняет другие, противоположные ему положительные достижения. Гримаса городского и деревенского хулиганства исказила лицо части нашей молодежи, рожа хулигана выпятилась слишком на вид, заслонив другие типичные лица. И сознательная, передовая, культурная молодежь стала в первых рядах тех отрядов, что выходят ежедневно на беспощадную борьбу и с оформившимся хулиганством, и с теми причинами, которые могут вызвать разложение неустойчивых слоев всей массы молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В пасти серого волка

Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19