Художник-боец

Елена Эйхенгольц| опубликовано в номере №203, сентябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

В общем бою - ни белых ни черных. Мы знать не хотим Ни племен, ни рас. Мы знаем одно: Наш враг упорный - Эксплуататорский Класс.

К нам приехал Джон Гартфильд - революционный художник Германии. Его должна узнать пролетарская молодежь.

Тов. Гартфильд вместе с революционными рабочими Германии борется в рядах коммунистической партии. Свое большое мастерство художника он сумел превратить в остро отточенное оружие классовой борьбы. Оно беспощадно разит носителей реакции - буржуазию и социал-предателей всех толков. Джон Гартфильд не мыслит себе свою деятельность художника-полиграфиста вне задач партии, в распоряжение которой он отдал себя целиком. Он прежде всего агитатор-пропагандист. Восьми лет он осиротел и увидел жизнь такой, какой ее знают все эксплуатируемые. Он очень рано начинает зарабатывать свой хлеб. Получить художественное образование ему стоило большого труда. В годы войны, когда беснующиеся шовинисты разжигали в германских пролетариях ненависть к их братьям по классу - таким же жертвам капиталистического порядка, как они сами, - в эти годы Джон Гартфильд в знак протеста присвоил себе английское имя и фамилию, ибо ненависть шовинистов больше всего обращалась против англичан. На войне т. Гартфильд пробыл два с половиной года в качестве рядового солдата. Вместе со своим братом Джон Гартфильд основал революционное издательство «Малик-ферлаг» и несколько журналов. Все эти организации неоднократно подвергались репрессиям со стороны социал-демократа Эберта. Брат Гартфильда попал в тюрьму, а ему самому удалось скрыться. С этого периода работа т. Гартфильда неразрывно связана с борьбой компартии Германии, членом которой он состоит уже четырнадцать лет. Его изобразительным средством является фотомонтаж, т. е. художественная организация документального фото. Джон Гартфильд был первым революционным художником-фотомонтажистом в Германии. Он открыл исключительные возможности этого метода идеологического воздействия на массы. Толчок к использованию этого приема он получил на империалистической войне, где солдаты, остроумно обманывая цензуру, посылали домой «картинки». Они вырезывали из получаемых с родины газет и журналов фотографии и склеивали их вместе со снимками, которые им удавалось сделать у себя, сопоставляя их таким образом, что резко выступал контраст между жизнью окопов и жизнью тех, кто посылал солдат на бойню. Буржуазные художники широко пользуются фотомонтажом для торговой рекламы и порой показывают образцы формального мастерства. Буржуазия прекрасно понимает, каким сильным средством политической агитации является фотомонтаж. В связи - с недавно состоявшейся в Берлине выставкой фотомонтажа, буржуазная пресса «Берлинер Берзенкурьер» и др. газеты) в отзывах о работе советских художников и членов «Ассоциации революционных художников Германии» недвусмысленно высказала свои соображения поэтому поводу: буржуазия должна овладеть этим приемом, чтобы использовать его в своих целях. Но опыты буржуазных художников в этой области не дают положительных результатов. Культурное оскудение буржуазии привело к тому, что у нее уже нет и не может быть новых идей, могущих дать глубокое содержание ее произведениям искусства. «Сырьем» фотомонтажа является подлинный фото-документ. Уже это одно затрудняет буржуазии пользование приемом фотомонтажа для воздействия на сознание масс. Ибо, где те социальные факты, которыми могла бы оперировать буржуазия в свою пользу? Где та яркая идея, которая могла бы быть положена в основу монтажа?

Буржуазия не только не может сказать нового слова - она принуждена маскировать правду, прятать, скрывать свои истинные помыслы. Буржуазные художники, служащие интересам класса, обреченного на гибель, конечно, не могут располагать активными идеями, двигающими человечество вперед, а без них немыслимо развитие фотомонтажа как искусства.

Работы т. Гартфильда чрезвычайно разнообразны по своему характеру. Он оформляет газеты, журналы, плакаты, листовки, книги. Его плакаты и листовки к различным кампаниям, проводимым германской компартией, являются блестящими образцами политической агитации. Не менее интересна в этом смысле его работа в журнале «Арбейтер Иллюстрирте Цейтунги» газете «Роте Фане». Мы даем образцы его работ в этих изданиях. Культурный фашизм при помощи «социал-демократического» правительства борется с деятельностью революционных художников, воинствующе противопоставленной капиталистическому миру. Работы этих художников нередко конфискуются, в некоторых случаях авторов их привлекают к суду. Принимающиеся против них меры утонченны: художники не подвергаются тюремному заключению - на них накладывают денежные штрафы. Это сильно бьет по ним, так как они и без того с трудом зарабатывают свой прожиточный минимум, особенно, если техника их работы такова, что связана с большими затратами, как, например, фотомонтаж.

Джон Гартфильд - не замкнувшийся в своем ателье профессионал. Он уделяет большое внимание воспитанию пролетарских кадров. Уже несколько лет он преподает фотомонтаж в школе марксизма. В его группу приходят рабочие, никогда не занимавшиеся изобразительным искусством, и с увлечением знакомятся с этим новым средством борьбы за дело пролетариата. Тов. Гартфильд проявляет тоже большую активность как руководитель и участник в оформлении политических демонстраций.

Джон Гартфильд приехал к нам, чтоб проделать здесь целый ряд работ. Издательство Межрабпома «Нейер дейтчер Ферлаг» поручило ему собрать материал для двух книг: «Красная армия» и «Первая и вторая пятилетки». Помимо этого, Гартфильд привез сюда много своих работ для выставки, которая познакомит широкие массы с творчеством этого художника-бойца. Выставка работ т. Гартфильда состоится в сентябре. Она познакомит нас с тем, как. ведется классовая борьба средствами искусства в стране, где власть не принадлежит еще пролетариату. Но методы работы Гартфильда могут и должны быть использованы и в наших условиях. Они должны получить массовое применение в нашей фабрично-заводской газетной практике. Тут будет чему поучиться молодежи, в особенности худож-корам, фотокорам и изокружковцам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены