«Хранить вечно»

Валерий Евсеев| опубликовано в номере №1216, январь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

С директором Государственного Исторического музея Константином Григорьевичем ЛЕВЫКИНЫМ беседует специальный корреспондент «Смены» Валерий ЕВСЕЕВ

Только отворив дверь специальной комнаты-сейфа, раздвинув решетчатые створки, можно подойти к полке, где лежит эта книга – старинная, тяжелая, в кожаном переплете с золотым тисненном, с окантованными металлом углами... Существует она в одном-единственном экземпляре, потому и хранится «за семью замками», как самые дорогие сокровища, хотя в списках реликвий нигде не числится. И называется весьма прозаично – книга учета. Вообще-то таких книг в комнате-сейфе целая библиотека, но эта – первая. Самая первая. Она «написана» тогда, когда музей не принял еще ни одного посетителя.

Вместе с сотрудником музея осторожно переносим книгу на стол – она закрывает его почти полностью. С нетерпением открываю первую страницу – признаться, было очень любопытно узнать, какой же экспонат раньше всех «прописан» в этом доме на Красной площади.

Некоторое разочарование: «самого первого» нет. Витиеватым почерком неизвестного писаря прошлого века выведено: «9 витых браслетов или запястьев больших размеров». Эти бронзовые браслеты, найденные в могильнике у аула Кобань на Кавказе и переданные в дар музею графом Уваровым, разместились в книге учета под номерами 1 – 9. (Нынешние поступления в Исторический музей получают семизначный порядковый номер!)

Против этой записи, как и всех последующих, – аккуратные оттиски штампов, последний – с цифрой «1977». Это значит, что в прошлом году специальная комиссия проверила наличие и состояние экспонатов, или, как говорят в музее, «единиц хранения», нашла их в целости и сохранности, что и засвидетельствовала в книге учета.

Собственно говоря, иначе и не могло быть. Все предметы, поступившие и поступающие в музей, находятся под неусыпным контролем специалистов, создающих им надлежащие условия хранения, срок которого можно определить лишь таким словом – «вечное».

История – это книга, которую пишут поколения за поколениями, это книга, у которой никогда не будет конца. Но разве ее бесконечность сможет оправдать отсутствие хотя бы одной страницы, пусть даже в самой первой главе?

Именно поэтому в музее так бережно относятся к каждому экспонату.

Сегодня в Историческом музее «на вечном хранении» находятся около 4 миллионов предметов и 44 тысячи архивных дел. Это одна из богатейших музейных коллекций в нашей стране и во всем мире. Но уникальность Исторического не только в этом.

Перед встречей с директором музея я вошел в это здание не через служебный вход, а со стороны Красной площади и примкнул к одной из экскурсионных групп. Перед тем как войти в первый зал, сотрудник музея, немолодая уже женщина, тихо сказала: «Вы в Историческом музее. Самом большом и самом маленьком, самом старом и самом молодом... Как хотите... Он единственный в своем роде».

С этого и начался наш разговор с Константином Григорьевичем Левыкиным.

– Есть музеи, которые собирают, например, только произведения искусства, только оружие, только рукописи... Нас же интересует и первое, и второе, и третье, и еще многое другое – словом, все, что так или иначе характеризует Время. Конечно, и кроме Исторического, существуют музеи с подобным диапазоном интересов – это историко-революционные, мемориальные, краеведческие музеи страны. Но подбор экспонатов в каждом из них так или иначе ограничен – либо определенным историческим отрезком, либо отношением к какому-либо географическому региону.

Государственный Исторический музей – единственное хранилище памятников истории народов СССР с древнейших времен до наших дней. В наших фондах – античные коллекции Причерноморья и предметы, побывавшие в космосе; древнерусские берестяные грамоты XI – XV веков и дневники строителей БАМа; собрание русских рукописных книг, в числе которых уникальные памятники – Изборник Святослава (XI век) и Мстиславово Евангелие (XII век) и новейшие исторические монографии; одна из крупнейших в мире нумизматическая коллекция с орденами и медалями буквально всех исторических периодов; интереснейшие образцы древнерусской живописи и картины современных художников; уникальные материалы, свидетельствующие о боевой славе народа в битвах, полыхавших на нашей земле; ценнейшие коллекции изделий из металла, дерева, фарфора; важнейшие исторические документы...

– Константин Григорьевич, неповторимое собрание исторических памятников музея складывалось на протяжении многих лет. Более чем столетнее существование Исторического музея уже само по себе представляет большой интерес. Давайте напомним нашим читателям некоторые факты его биографии.

– Год рождения Исторического – 1872-й. Тогда в Москве открылась Политехническая выставка, специальный раздел которой рассказывал о героической обороне Севастополя во время Крымской войны. Устроители выставки обратились к властям с запиской, в которой говорилось: «Собрание обильных и драгоценных для исторической жизни России материалов, значение их для массы народной, как памятников, говорящих о доблестных деяниях и славных подвигах защитников Отечества, дали Севастопольскому отделу особое значение и сами собою указали учредителям, что богатства, собранные их трудами и общим сочувствием, не могут быть предметами временной только выставки, а должны сохраняться навсегда и послужить основанием прочному учреждению...»

Под давлением общественности царское правительство разрешило открыть музей. Однако, несмотря на то, что по этому поводу было сказано немало «высочайших» слов, власти на деле мало заботились о дальнейшей судьбе музея. Вы уже видели книгу, где зарегистрированы первые поступления экспонатов, – приписка «дар графа Уварова» показательна для того периода. Собрания старинных предметов, документов, монет, изобразительных материалов – все это составлялось главным образом за счет пожертвований, сделанных частными лицами и научными учреждениями, в первую очередь Московским университетом и Московским археологическим обществом. Собственных средств у музея практически не было. Даже в «Положении об Императорском Российском Историческом Музее», принятом в 1888 году, было признано: «Систематическое изготовление моделей, слепков, рисунков и т. п., требующее весьма значительных расходов, остается в желаниях и предположениях на будущее время».

Это «будущее время» пришло только после Великого Октября. Достаточно сказать, что за годы Советской власти фонды музея увеличились с 300 тысяч экспонатов, насчитывавшихся к октябрю 1917 года, более чем в 13 раз. Можно привести еще и такие данные: в дореволюционный период музей ежегодно посещали 20 – 40 тысяч человек, сейчас эта цифра превышает 2 миллиона.

– А в годы Великой Отечественной войны музей работал?

– Когда начались бомбардировки Москвы, самые ценные исторические реликвии были упакованы и в сопровождении десяти сотрудников музея во главе с ученым-археологом А. Я. Брюсовым отправлены в Кустанай. Необычный груз состоял из 530 ящиков.

Однако и в столице музей продолжал работать. Лишь восемь осенних дней в суровом 41-м двери Исторического были закрыты для посетителей: устранялись повреждения, нанесенные взрывом фугасной бомбы. Но 7 ноября, сразу же после парада на Красной площади, музей открылся.

Должен сказать, что в годы войны интерес к отечественной истории был особенным. Только в 1942 году сотрудниками музея было прочитано 1785 лекций. Знакомство с героическими страницами прошлого нашей страны поднимало патриотический дух защитников Отчизны. Не случайно многие боевые ордена были названы именами выдающихся полководцев и флотоводцев нашей Родины – Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова, Нахимова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены