Холостыми патронами

Б Набатов| опубликовано в номере №65, ноябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

… На полях сражений... На поле боя. Поле! - вот сцена древнейшего театра - театра военных действий. Здесь, в поле действуют армии, действует вооруженный человек воин, солдат, красноармеец.

А между тем, процесс обучения красноармейца военному делу связывается очень часто только с казармой, с большим сугубо-городским зданием...

Но красноармеец во время своей службы узнает путь не только от родных полей в красную казарму, но и из красной казармы - в поле.

Каждым летом красноармейские части выходят в лагеря, за город, в поле. И отсюда - преимущественно осенью, - они выходят на маневры.

Маневры - боевой экзамен для каждого красноармейца, для командного состава, для всей армии в целом, ибо маневры ставят каждого бойца и все действующие части в условия, наиболее близкие к действительному бою, к действительной войне.

На маневрах есть все, «что полагается» на фронте - и люди, и оружие, и боевая обстановка - но нет убитых, нет раненых, нет отравленных газами.

И это единственный «недостаток», маневров, «недостаток», который по - своему предлагал устранить знаменитый русский-генерал Драгомиров.

Солдат и на маневрах должен видеть перед собой смерть! Тогда он будет лучше самоокапываться, лучше маскироваться, лучше «воевать». Но как этого добиться? И Драгомилов предложил выдавать солдатам на каждые 100 холостых патрона - два боевых. Драгомиров доказывал, что при этих условиях моральный и учебный эффект будет велик, а вероятность жертв очень мала; но даже царское командование не решалось на такую меру, тем более... что оно имело веские основания опасаться, что солдаты не только разберутся в разнице между боевым патроном и холостым, но и пошлют их в разные цели. Ведь и без казенной выдачи боевых патронов солдаты подстрелили на маневрах Киевского военного округа в 1909 и 10 г. г. генерала Розеншильда-фон Паулин и еще одного «фон-генерала»... И мы думаем, что не столько забота о «серой скотинке», сколько опасение за жизнь «господ офицеров» удержала царских генералов от применения Драгомировского рецепта поднятия «боевого настроения и самочувствия» на маневрах. И недаром на «высочайших маневрах» 1911 года на каждой пачке патрон, выданных защитникам «престола», было больше печатей, штемпелей, пометок и подписей контролеров, чем холостых патрон в самой пачке. И легко возможно, что даже при отсутствии казенных боевых патронов, но при меньшей бдительности начальства, Николай II мог не дожить до 1917 года...

Нет, Драгомиров был хорошим стратегом, но плохим царским генералом!..

* * *

«Свои наших бьют»... Красные против синих. Но ввиду того, что и «нутро» и форма и у красных и у синих одинаково «красны» - на фуражках участников синей стороны - синяя лента под красноармейской звездой по обе ее стороны... Обманывать, снять синюю ленту и забраться «шпионом» к красным, или, прицепив синюю ленту, прикинуться синим - нельзя. Лишь в нейтральной зоне, где-нибудь у станции железной дороги, где выгружаются продовольствие и вооружение для обеих сторон - мирно встречаются и помогают друг другу «красные» и «синие». И лишь люди с белыми повязками на рукавах - посредники - «неуязвимы» и свободны в своих передвижениях... Они - посредники, «судьи» и наблюдатели...

Они беспрекословно выводят люден из строя, отдают их в плен, сдают боевую позицию после первой же умелой атаки, или, наоборот - после повторных атак, заставляют «истекающие кровью» наступающие части отойти на исходные позиции, чтобы подсчитать «раны», вывести из состава части определенный процент условно убитых, мнимо отравленных газами, якобы попавших в плен...

* * *

Коренастый красноармеец Митя Панкин «в оби-де за свою доблестную часть». Они так стремительно бежали вперед, они так здорово кричали «ура», они так подавляли своей численностью «неприятеля», что не может быть, чтобы «в таком разе» на действительной войне не занять эту деревушку!

Но посредники неумолимы и безапеляционны. «На ура - не возьмешь». Вы бежали и кричали, а по вас из «максимов» и артиллерией крыли. И хоть бежали вы быстро, да командир сделал большую ошибку - повел через открытую местность и начал атаку со слишком далекого расстояния. И пусть много вас было, да вы| не маскировались, перли во весь рост, кучками толпились - вот вас и «перебили».

- Крыть нечем! - как говорится. В настоящем бою сам Митя Панкин, по всей вероятности, остался бы лежать перед проволочными заграждениями врага. Ибо и он «в пылу боя» забыл о маскировке и понадеялся на «шапками закидаем».

Да что Митя Панкин! Вот соседней ротё сегодня день такой выпал - куда ни кинь - всюду клин.

Только двинулись - летит самолет, а на «животе» у него белое полотнище - лента. И хоть горят на крыльях родные красные пятиконечные звезды, все же - сегодня он «неприятельский», значит надо «замереть», отлеживаться в обочинах дороги, у кустарника, чтобы не заметил воздушный разведчик, чтобы, чего доброго, и бомбу не сбросил.

Улетел - дальше пошли. Но, черт возьми! - участок леса отравлен устойчивыми газами, надо подождать, обеззараживают - дегазируют местность. Снова задержка - надо делать крюк. А там - новая беда - блестит на солнце только недавно в порядке лагерной учебы и шефства построенный через речушку мост, но на перилах висит наклейка: «мост сожжен отступившим противником» и у перил стоит посредник. Это значит, что надо переждать «законное время», пика саперы «наведут» временный мост.

- Ну и денек! Так и боя не увидишь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В пасти серого волка

Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19