К пуску первого тока в Ленинграде
Волховстрой умирает.
И вместе с ним замирает и строительная горячка 15-тысячной рабочей армии, превращаясь в скромный штат в 90 - 100 человек. Умирает Званка, этот новорожденный город, обслуживавший Волховстрой и распухший, благодаря ему из скромного поселка до уездного города с 18-тысячным населением, с городским штатом милиции, с городскими больницами и школами.
Волховстрой умирает... Но вместо него рождается Государственная Волховская электрическая станция. На месте грохота, шума и говора тысячных толп рабочих появились уже собранные и смонтированные в громадном новом здании станции четыре шведских красавца турбогенератора, бесшумные, « блестящие, бесконечно тяжелые (каждый весом в 10.000 пудов) и абсолютно послушные пяти механикам. Только пять человек обслуживают и управляют этими четырьмя машинами.
* * *
Эти машины, прочно утвердившиеся между скалистыми берегами бурного Волхова, в красивом здании новой электростанции, точны, как тончайший часовой механизм и сильны великой силой 26 тысяч киловатт.
Приоткрываются на 5 - 6 миллиметров лопатки турбины, и врывающаяся в эти отверстия с высоты нескольких сажен вода приводит в движение всю 10.000-пудовую массу турбогенератора. Почти совершенно бесшумно, мягко и плавно вращаются маховики в 8 метров диаметром, и где-то там, внутри блестящих огромных машин, закрытых непроницаемыми кожухами, рождаются 40.000 лошадиных сил.
Попробуйте заменить их работой физически сильных мужчин, и вам придется мобилизовать для этого армию в 1.200.000 человек.
А, ведь, это - только то, что в конце ноября бросят в Ленинград четыре шведских турбогенератора. Это - только половина силы пойманного Волхова.
На Волховской станции две половины: в одной шведские машины, а в другой - наши советские «Гэтовские».
Четыре шведских турбогенератора - первая очередь. Они уже собраны и смонтированы. Они уже выдержали строгий и ответственный экзамен.
Волховстрой неумолимо придирался к ним во время их испытания. Малейший сбой, малейшая неисправность или просто слегка ненормальный шум машины - и ее уже останавливают и проверяют еще и еще раз. В результате этой «придирчивости» они работают сейчас совершенно бесшумно, мягко и плавно.
Вторая половина станции - четыре советских турбогенератора - будут закончены монтажом к весне будущего года. Они - первый опыт советской «Электросилы» в области электромашиностроения.
Уступит ли «Электросила» своему заграничному конкуренту, имеющему мировую известность и долгие годы совершенствовавшемуся по постройке электромашин?
Испытания шведских машин показали их высокие качества. Советские же еще только в периоде сборки, но рабочие, производящие сборку своих турбогенераторов, уверяют:
- Не уступим!
- Изоляция у нас значительно лучше, чем в шведских машинах.
От Волховской станции к Ленинграду на высоких мачтах на протяжении 112 верст тянется непрерывная линия электрических проводов.
Последнее звено этой линии - воздушный кабель через Волхов - был перекинут совсем недавно.
Для этого надо было на лодке, в нескольких саженях от водопада, перевезти кабель с одного берега на другой, постепенно развертывая его с барабана. Местные рыбаки - опытнейшие лодочники - наотрез отказались: слишком опасно. Ее выполнили несколько добровольцев из рабочих строительства...
Теперь готово уже все, чтобы бросить в Ленинград силу когда-то неукротимого Волхова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19