Волховстрой умирает – рождается Волховская электрическая станция

П Лопатин| опубликовано в номере №65, ноябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

К пуску первого тока в Ленинграде

Волховстрой умирает.

И вместе с ним замирает и строительная горячка 15-тысячной рабочей армии, превращаясь в скромный штат в 90 - 100 человек. Умирает Званка, этот новорожденный город, обслуживавший Волховстрой и распухший, благодаря ему из скромного поселка до уездного города с 18-тысячным населением, с городским штатом милиции, с городскими больницами и школами.

Волховстрой умирает... Но вместо него рождается Государственная Волховская электрическая станция. На месте грохота, шума и говора тысячных толп рабочих появились уже собранные и смонтированные в громадном новом здании станции четыре шведских красавца турбогенератора, бесшумные, « блестящие, бесконечно тяжелые (каждый весом в 10.000 пудов) и абсолютно послушные пяти механикам. Только пять человек обслуживают и управляют этими четырьмя машинами.

* * *

Эти машины, прочно утвердившиеся между скалистыми берегами бурного Волхова, в красивом здании новой электростанции, точны, как тончайший часовой механизм и сильны великой силой 26 тысяч киловатт.

Приоткрываются на 5 - 6 миллиметров лопатки турбины, и врывающаяся в эти отверстия с высоты нескольких сажен вода приводит в движение всю 10.000-пудовую массу турбогенератора. Почти совершенно бесшумно, мягко и плавно вращаются маховики в 8 метров диаметром, и где-то там, внутри блестящих огромных машин, закрытых непроницаемыми кожухами, рождаются 40.000 лошадиных сил.

Попробуйте заменить их работой физически сильных мужчин, и вам придется мобилизовать для этого армию в 1.200.000 человек.

А, ведь, это - только то, что в конце ноября бросят в Ленинград четыре шведских турбогенератора. Это - только половина силы пойманного Волхова.

На Волховской станции две половины: в одной шведские машины, а в другой - наши советские «Гэтовские».

Четыре шведских турбогенератора - первая очередь. Они уже собраны и смонтированы. Они уже выдержали строгий и ответственный экзамен.

Волховстрой неумолимо придирался к ним во время их испытания. Малейший сбой, малейшая неисправность или просто слегка ненормальный шум машины - и ее уже останавливают и проверяют еще и еще раз. В результате этой «придирчивости» они работают сейчас совершенно бесшумно, мягко и плавно.

Вторая половина станции - четыре советских турбогенератора - будут закончены монтажом к весне будущего года. Они - первый опыт советской «Электросилы» в области электромашиностроения.

Уступит ли «Электросила» своему заграничному конкуренту, имеющему мировую известность и долгие годы совершенствовавшемуся по постройке электромашин?

Испытания шведских машин показали их высокие качества. Советские же еще только в периоде сборки, но рабочие, производящие сборку своих турбогенераторов, уверяют:

- Не уступим!

- Изоляция у нас значительно лучше, чем в шведских машинах.

От Волховской станции к Ленинграду на высоких мачтах на протяжении 112 верст тянется непрерывная линия электрических проводов.

Последнее звено этой линии - воздушный кабель через Волхов - был перекинут совсем недавно.

Для этого надо было на лодке, в нескольких саженях от водопада, перевезти кабель с одного берега на другой, постепенно развертывая его с барабана. Местные рыбаки - опытнейшие лодочники - наотрез отказались: слишком опасно. Ее выполнили несколько добровольцев из рабочих строительства...

Теперь готово уже все, чтобы бросить в Ленинград силу когда-то неукротимого Волхова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В пасти серого волка

Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19