* * *
Но бой слышен. То нарастая, то ослабевая, слышится орудийный гул, изредка слышна и «строчка» пулеметов. Через условно сожженный мост проходит условно убитый красноармеец. Он шел вместе с другими в атаку, но не услышал команду «надеть противогазы» и «погиб» в газовом облаке вместе с еще несколькими бойцами.
- Как дела на фронте? - засыпают условно убитого вопросами... Он рассказывает с воодушевлением:
- Настоящая война! Чего только нет. И «наши» уже далеко вперед ушли... Приказано - к ночи, во что бы то ни стало занять монастырь... Там ихни батареи стоят и штаб там...
- Дела!.. Нельзя ли мост скорей «отстроить»?...
* * *
Третий день идут бои. «Синие» наступают. Умелым взаимодействием пехоты, артиллерии и бронемашин, они прорвали фронт противника и теснят его к реке... Самолеты «синих» взорвали единственный мост через реку, и вот теперь «красным» приходится перебрасывать подкрепления на ту сторону реки на плотах: на поплавках. Надувают красноармейцы поплавки, на ряды поплавков укладывают доски, протянуты веревки, и вот началась переправа. И чудом кажется то, что эти мешочки, надутые так просто «своим дыханием», выдерживают плот с людьми, с лошадьми, с орудием. Что твой корабль! Ночью небо шарят прожектора, ночью тихо передвигается кавалерия, подводятся танки и усиленно работает радиостанция штаба...
* * *
А в это время в деревне, где стоит штаб полка - праздник. В риге работает кинопередвижка, а в клубе в полном разгаре вечер вопросов-ответов с концертным отделением - «из Москвы по радио-громкоговорителю». Дядя Антон бежит из риги в клуб и обратно: то кусочек картины посмотрит, то музыку «из самой Москвы» послушает и по дороге в возбуждении с огорчением заявляет политруку, что «совсем потерялся», не знает, где интереснее: и кино в первый раз видит, и чудо-радио в первый раз слышит... как тут быть?
На улице - благо здесь «тыл» - заливается гармошка и красноармейцы с девками пляшут... А ведь пришли усталые, 20 верст в два приема отмахали. Но радушная встреча крестьян, поставленный самовар и настеленная свежая золотистая солома сняли усталь, влили бодрость, породили радостное чувство своего содружества с крестьянами...
И потому-то на завтра утром усердно молотили красноармейцы крестьянскую рожь, спешили перед новым походом своим трудом помочь «хозяину», делом подкрепить свои слова, которые превратили ночной разговор за самоваром в своеобразный политчас...
* * *
Красная армия учится воевать. И воевать так, чтобы победить. Мы беднее техникой некоторых наших возможных противников и потому надо возможно лучше воспитать и обучить одиночного бойца. И надо научиться умело с максимально большими результатами использовать свою технику и те массы людей, которые мы можем выставить.
На маневрах - как на войне. Учеба на маневрах - боевая учеба, это - боевая закваска для тех, кто не был на войне, и проверка для тех, кто должен переучиваться, переварить опыт прошлой войны, перед лицом новых видов оружия, новых боевых порядков и новых военных методов...
Холостыми патронами - на маневрах, боевыми - на войне. Но и холостые патроны могут дать победу или поражение. И победа холостыми патронами - залог победы патронами боевыми...
Вот почему большие успехи осенних маневров 1926 года, отмеченные в специальном приказе предреввоенсовета т. Ворошилова, являются большим достижением в боевой подготовке Красной армии...
И когда Митя Панкин - красноармеец переменного состава 1-го взвода, 1-й роты N стрелкового полка, N территориальной дивизии возвращался с маневров домой, он чувствовал, что теперь он уже, можно сказать, боевой красноармеец, которого «танькой» не запугаешь, и который сам может из огнемета так «жахнуть», что неприятель и не пикнет больше...
И когда видна была уже околица родной Степановки, Митя Панкин остановился, взобрался на пень и улыбнулся...
- Вон там бы за горкой хорошо установить батарею, ежели брать Степановку с боем - и нет лучше, как по тому овражку пулеметный взвод продвинуть, а телефон по опушке пустить - ей-ей...
Холостыми патронами - а учеба боевая... Вот они - маневры! Интересно на маневрах... да!..
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К пуску первого тока в Ленинграде
Ангорская повесть. Продолжение. См. «Смена» №№ 18, 19