Каверны в «зеленых легких»

Александр Тамбиев| опубликовано в номере №1490, июнь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Все мы знаем: зеленый пояс необходим городу, как легкие — человеку. Он сформирует микроклимат, служит для отдыха, регулирует состояние воздушного бассейна. Сравнительно недавно представитель Госстроя СССР Г.Долгих сообщил в газете «Труд»: «В пределах защитной зеленой зоны запрещено строить жилые массивы и предприятия».

На словах все правильно. А что же на деле? Сегодня зеленый пояс Москвы относительно площади застройки втрое меньше, чем, например, у такого же гиганта, как Нью-Йорк. И продолжает уменьшаться!

Все экологические беды и проблемы сфокусировались сейчас в Солнцевском районе столицы. Он был создан в 1984 году на основе города Солнцева и прилегающих к нему земель. Создан волевым решением, без учета общественного мнения, несмотря на возражения Минздрава РСФСР и Госстроя РСФСР. В черте Москвы оказался массив между Боровским шоссе и Киевской железной дорогой — утопающие в зелени поселки и деревни Ново-Переделкино, Чоботы, Лазенки, Орлово и другие. Это решение было объяснено заместителем начальника ГлавАПУ Москвы О. А. Заленским следующим образом: «В Солнцеве и прилегающих к нему населенных пунктах расположен целый московских предприятий, где уже долгое время трудятся местные жители».

Но, во-первых, из этого объяснения ровным счетом ничего не следует. А во-вторых, если бы у нас присуждали призы за дезинформацию, то О. А. Заленский смело мог бы претендовать на Гран-при. Никаких предприятий в названных поселках нет и никогда не было. Как нет их и рядом — в городке писателей. Зато здесь расположены интернат деятелей международного революционного движения, кардиологический детский пульманологический санаторий.

Каков же смысл включения поселков в Солнцевский район? Удивительно прихотливо прошла граница нового района. Похоже, ответственный товарищ в Солнцевском райисполкоме, сидя с линеечкой и калькулятором, просто подсчитывал количество жителей будущего района: для того, чтобы стать районом Москвы, необходимо набрать определенный минимум.

А в Солнцевском районе происходят трагедии. И общественные, и личные. Здешние леса и деревья зоны поселков принадлежат к первой категории — согласно Лесному кодексу РСФСР, они не могут быть уничтожены ни при каких обстоятельствах. Дома в поселках окружены великолепно разросшимися садами. Но разрушение природы продолжается! Над «регионом Переделкино» нависла угроза, которая становится серьезнейшей угрозой и для здоровья миллионов москвичей. Разрушение этой важнейшей части зеленого пояса уже начато. И если его не остановить, то эта часть «легких Москвы» будет уничтожена полностью. Тяжесть последствий ляжет на весь город, вызвав необратимые изменения. Зеленая зона на Юго-Западе — источник чистого воздуха для города. Район особенно важен для Москвы из-за господствующей розы ветров — они направлены с юго-запада. К тому же район этот расположен выше уровня Ленинских гор.

Однако именно «регион Переделкино» избрали проектировщики и строители как наилучшее (с их, конечно, позиций) место для гигантской стройки. Они, правда, обещали «уделить большое внимание мероприятиям, обеспечивающим охрану окружающей среды». Минуло пять лет. Поселок Новое Переделкино, деревни Терешково, Суково уже снесены. На огромной площади вместо тенистых аллей, многолетних сосен и берез, ухоженных садов и цветников, аккуратных грядок с зеленью и овощами, ягодников, зеленых улиц — исковерканная бульдозерами безжизненная пустыня и голые коробки домов. На полутора тысячах гектаров строится целый город с населением 350 тысяч человек.

Вместо снесенного поселка Ново-Переделкино стоят многоэтажные дома, в которых жителям этого же поселка предоставлено 800 квартир. Им же выплачено 6 миллионов рублей компенсации. Это при том, что они протестовали, требовали, писали во все инстанции, просили их не трогать...

Сейчас строители ведут подобное «освоение территории» справа от Боровского шоссе. Какая злая ирония: именно там в далеком 1945 году школьники из поселка Чоботы вышли на массовые субботники — тогда на всю страну прозвучал их призыв «Украсим Родину садами!». Сразу же за зданием Чоботовской средней школы, вплотную к Боровскому шоссе еще растет лесок, посаженный их руками. Близ шоссе он уже задет строителями. Кстати, здешние столетние деревья в годы войны, когда в печках сгорали мебель и библиотеки, не пошли на дрова. Люди пощадили их. Неужели сейчас мы уничтожим то, что было сохранено?

И все же, почему именно здесь решено развернуть строительство?

Жилые кварталы Солнцева могли бы вырасти в других местах — на пустырях у Московской кольцевой дороги, близ Востряковского кладбища, севернее от станции Солнечная и т. д. Почему избрано Переделкино?

Возникают и крайне сложные экономические проблемы. Расползание города приведет к резкому удорожанию строительства: увеличивается протяженность инженерных коммуникаций, дорог, увеличивается парк общественного автотранспорта. По мнению специалистов, Солнцево не принадлежит к районам, перспективным для массовой застройки. А транспортную проблему для строящегося района решить, в сущности, невозможно: ни Юго-Западный, ни Кунцевский радиусы метро, ни Киевская железная дорога принять огромный дополнительный поток пассажиров просто не в состоянии — их пропускные способности исчерпаны.

Некоторые товарищи предлагают нашпиговать «легкие Москвы» промышленными предприятиями, превратив тем самым оторванный от города «спальный» район в индустриальный. Смеем достаточно квалифицированно заверить: нет «экологически чистых» предприятий, которые можно размещать в зеленом поясе. Будь то бензоколонка или совместное полиграфическое предприятие «Бурдамоден», которое намечено возвести в Солнцевском районе около деревни Орлово. Любое производство, даже просто строительство, необратимо воздействует на природу. Единственный выход — искать площади внутри кольцевой автодороги. Каждый москвич наверняка не раз видел огромные пустыри и свалки в столице, растянувшиеся на многие километры гигантские базы и склады в одноэтажном исполнении, чистые поля между новыми микрорайонами.

Расползание города в сторону аэропорта Внуково противоречит шумовым нормам и приводит к необходимости целого ряда дорогостоящих мероприятий.

Но в Главмосстрое об этом, видимо, и не думают. Там торопят строительство, проявляя ведомственное рвение. Торопят, не понимая (еще хуже, если понимая!), какие последствия вызовет уничтожение зеленого пояса. Ведомственные амбиции вновь оказываются сильнее здравого смысла, сильнее просьб ученых, писателей, широкой общественности.

И цели, и логика строителей не представляют секрета. Застройку сплошным фронтом в поле вести гораздо проще, нежели строить и реконструировать жилье в самом городе. Потому едва продвигаются работы по реконструкции в центре Москвы, где многие дома стоят необитаемыми по пять — семь лет. И это при острой нехватке жилья!

Тактика такая: пока не утвержден Генеральный план развития Москвы, пока его еще обсуждают, — построить как можно больше, поставив всех перед свершившимся фактом. Мол, вложено энное число миллионов; повернуть уже поздно, надо продолжать.

Все делается так, будто не существует известных всем архитекторам и строителям «Строительных норм и правил», в которых говорится: «расположенные в пределах зеленой зоны населенные пункты не подлежат дальнейшему территориальному развитию». Как будто не существует Земельного кодекса РСФСР, по которому «земли зеленых зон подлежат особой охране», на них можно строить лишь то, что защищает зону.

Уже закончился самый зловещий этап строительства: механизаторы содрали природный слой земли на полях совхоза «Московский» вплотную к поселкам Чоботы, Здоровый отдых. Здесь должны встать четыре микрорайона величиной с рабочий город. И два уже почти возведены, а два следующих строятся.

Лесопарковый защитный пояс перестанет существовать, потому что его разрежут дороги, коммуникации, искромсают различные вспомогательные службы. Обесценятся находящиеся здесь детские сады, пионерлагеря, санатории, пансионаты, больницы. Переделкино перестанет быть подмосковным курортом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены