Повесть. В переработке журнала «Смены»
Глава первая
Версальцы не шутили. Ежедневно десятки и сотни блузников и славных парижанок, изрешеченные пулями солдат, свозились на кладбища.
Непрерывно заседали суды. Бездарные командиры, потерявшие славу на войне с немцами, спешили сделать карьеру на жестоком отношении к побежденным героям Коммуны. Пришел день, когда перед военным судом должны были предстать: Жан Пиу и Мариус Мазюклар. Их появление произвело сенсацию.
Жан Пиу был атлет; все его движения носили отпечаток большой силы. Он упирался по привычке левой ладонью в бок и страшная рука отделялась от тела, выставляла под рукавом изгибы и возвышенности мускулов, как пучки веревок с завязанными узлами.
Несмотря на узкий лоб, бороду и жесткие, густые и курчавые волосы, он не был ни груб, ни неприятен на вид. Это была голова доброго ребенка, на шее быка и с гривой черного льва.
Мариус был резкой противоположностью Жана. Он вошел так, как будто все суставы у него были вывихнуты, с судорожными ужимками, согнув спину и вдавив грудь, точно хотел пролезть в какую - нибудь щель, или проскользнуть между рук. Он казался тщедушным и малорослым, но был просто худ, приседал, съеживался на ходу, принимал уродливые положения тела и мог сойти за калеку. На самом деле он был высок, тонок, сухощав, гибок, как угорь, вынослив, как осел и хитер, как обезьяна.
Он был некрасив. Длинные и бесцветные волосы походили на вермишель. Бледное лицо, морщинистее сухой груши, было подвижно и худо до измождения. На этом фоне выделялся длинный нос. закругляющийся книзу и красноватый на кончике. И, однако, это лицо не отталкивало. Его желтые большие глаза смотрели светло, живо, с таким глубоким осмысленным выражением, что, увидев их взгляд, полный огня, можно было забыть об остальном.
Друзья вошли, держась за руки, и возбудили - Жан движение восхищения, а Мариус - взрыв смеха.
Смех держался в зале во все время допроса, так как Мариус отвечал один, в то время, как Жан довольствовался подтверждением слов своего друга энергичными жестами.
При первом вопросе председателя суда об имени, возрасте и профессии, они выпрямились оба, и голос Мазюклара зазвучал так странно, точно трещотка коростеля. В то время, как губы его сдвигались и раздвигались, нос дрожал, лоб и щеки сморщивались, как вода под ветром, он произнес громко и одним духом следующее:
- Жан Пиу - Человек - Бык, Мариус Мазюклар - Кузнечик, тридцать и сорок, банкисты.
Что все это могло обозначать? - Объяснитесь, - буркнул желчно председатель.
- Ну вот. Я же говорю, что моего друга зовут Жан Пиу и его прозвали Человек - Бык за то, что он очень силен. Я говорю, что меня зовут Мариус Мазюклар и я прозван Кузнечиком за мои журавлиные ноги. Я сказал, что ему тридцать, а мне сорок лет. Еще я сказал, что мы банкисты, т. - е. уличные комедианты. Прошу не смешивать с банкирами, пожалуйста.
- Обвиняемый, - произнес судья, кусая усы, - старайтесь поменьше гримасничать, когда говорите. Можно подумать, что вы нарочно это делаете, чтобы привести всех в веселое настроение.
- А это!? Это привычка; это, видите ли, мое ремесло.
- Ремесло?
- Да. Я по своему роду занятий акробат, чревовещатель, гимнаст, фокусник и клоун. Пиу - атлет, борец и боксер. Я - обезьяна, превращенная в человека, а он - статуя в блузе. Вместе мы показываем всевозможные акробатические упражнения, как - то: остроконечная пирамида, пирамида острием вниз, парижское и марсельское фехтование, бокс английский и французский и борьба на вытянутых руках, заимствованная у греков и римлян, совершенно такая же, как была в Греции и Риме. Бум!...
- Вас не спрашивают обо всем этом. Прекратите эту болтовню и вернемся к вашему положению, которое вы усугубляете вашими выходками. Вы и ваш друг, вы принимали участие в восстании, вы были в рядах Парижских мятежников.
Неожиданно Мариус выпрямился. Морщинки сурово сбежались у него на лбу.
- Мятежники не в Париже были. Народ не может быть мятежниками.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.