– В первые услышал я эти слова от старого Кольского промысловика Андрея Ивановича Шиянова: «Камень человека затягивает, что твое болото. Один поднял, другой, а там, глядишь, и забыл обо всем, одна мысль тобой овладевает – найти такой, чтоб почуднее, подиковиннее прочих». Показывал мне Шиянов редкие по красоте опалы и сердолики, аметисты и агаты, с точностью вспоминая, где и когда нашел тот или иной камень и как он ему тогда «глянулся». И в бледно-голубых глазах его вспыхивал радостный огонь былой удачи, когда касался он пальцами особенно дорогой для него находки.
А ведь когда-то Шиянов был едва ли не самый добычливый охотник-промысловик. Много брал белки и соболя, ходил один на медведя. Но подняв как-то со дна мелкой реки несколько голубоватых опалов, ощутил вдруг страсть посильнее охотничьей, затянул Шиянова камень, околдовал. И стал он искать камни. Сдавал промысловик найденное государству, и весело у него на душе – кого-то из людей обрадуют, покорят его находки, вот только откроют их подлинную красоту мастера-обработчики.
Давно была та наша встреча. Не знаю, промышляет ли еще Шиянов... Но слова его насчет камня, который затягивает, помнились. И вдруг услышал их вновь от человека, никогда не знавшего Шиянова, но тоже по-своему влюбленного в камни. Было это уже в Мурманске на художественно-экспериментальном предприятии «Кольский сувенир», выпускающем разнообразные, покоряющие изяществом изделия из оленьего рога, меха, карельской березы. И из Кольских камней.
Обойдя немало цехов, зашли мы наконец на участок камня (так он и называется) и остановились изумленные. В ящиках, на стеллажах, на подоконниках, просто на полу покоились богатства Кольских недр во всем их многообразии и красочности. Каких только камней здесь не было – белый и черный доломит, голубовато-зеленый с розовыми прожилками амазонит, осколки эвдиалита, известного больше под именем лопарская кровь, разных оттенков хибинит, апатит, отдельно в специальной вазе сверкали гранями знаменитые аметисты – от чернильного, почти черного, до алого.
Работало в тесном, небольшом цехе совсем немного людей, кто камни по цвету и размеру сортировал, кто скалывал крошечным молоточком с камня инородную породу. Но более всего заинтересовал нас молодой еще совсем мастер. Легким поворотом рукоятки управлял он алмазным диском, который у нас на глазах, бешено крутясь, рассекал амазонитовую глыбу. Крошка из-под твердейшего в мире резца голубоватой пыльцой оседала на руки резчика, на железные бортики ограждения. Кончив дело, Владимир Коробов, так звали мастера, выключил мотор камнерезки, поднял диск и взял в руки еще горячий амазонит.
– Чудный камень. Податливый, легкий, радостный, благодарный. А ведь раньше бросовым считался, пока не попробовали его обрабатывать.
– Что значит благодарный?
– Откроешь его, отполируешь, так он и благодарит мастера своей игрой и лучезарностью.
Тут я спросил Владимира Коробова о том, как он стал резчиком, не наследственное ли в нем это.
– Нет. Попал в камнерезы случайно. Попробовал одно, другое, загорелся было электротехникой. Но не прошел по конкурсу в техникум. И чтобы как-то год скоротать, пришел в «Кольский сувенир». И пропал во мне электротехник, камни очаровали. А теперь уже я отсюда никуда, мне моя работа дорога.
Рассказал нам Владимир многие секреты обработки Кольских камней, каждый из них требует от мастера своего подхода. И самое удивительное, нет одинаковых камней, они разнятся друг от друга – как люди. И открыть истинную красоту камня не легче, чем нарисовать портрет человека.
Но мало открыть. Уже отполированный, тот же амазонит воссияет, удивит богатством лазоревых красок только в достойной оправе. А сделать хорошую оправу – для этого надо знать металл, уметь сплести из него тончайшее кружево, вычернить, а то и оставить белым, своего цвета. Опытные филигранщики, работающие на предприятии, щут свои рисунки, свой почерк. Подчас долгие дни бьются они над решением одного звена оправы, узла, как называют они сами, не всегда даже приметного с первого взгляда: оправа должна подчеркивать достоинства, своеобразие камня.
Богаты недра Кольского полуострова. Одних камней насчитывают специалисты здесь около 600 разновидностей. На предприятии, о котором идет речь, обрабатывают не больше двух десятков. Это пока. Разгадывают художники, технологи секреты обработки новых камней. Но и те, что успели здесь освоить, превращают руки Кольских мастеров в удивительные по красоте украшения, которые теперь уже соперничают со знаменитой работой их уральских собратьев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.