Апрель
В 1829 году профессор Дерптского университета Фридрих Паррот вместе с четырьмя студентами приехал в Армению. Они должны были совершить восхождение на гору Арарат с тем, чтобы произвести очень важные метеорологические и магнитные наблюдения.
Арарат считался у армян священной горой, «обиталищем духов», Найти проводников из местного населения Парроту было делом весьма нелёгким. В числе немногих «безумцев», давших согласие сопровождать русского учёного, был Хачатур Абовян. Двадцатипятилетний юноша прекрасно знал русский язык. Он служил профессору переводчиком. Ф. Паррот обратил внимание на выдающиеся способности и не по годам высокую образованность своего молодого спутника. Возвратившись в Дерпт, Ф. Паррот добился зачисления X. Абовяна в число студентов университета. Шесть лет провёл Хачатур Абовян в Дерпте. За эти годы он хорошо ознакомился с русской литературой и историей, изучил философию, пополнил знания в иностранных языках.
Вернувшись в родные края, X. Абовян начинает широкую просветительскую, педагогическую и литературную деятельность, которая оставила глубокий след в развитии национальной армянской культуры.
К началу XIX века в Армении книжный и разговорный языки настолько отличались друг от друга, что чтение книг стало доступно только для избранных.
X. Абовян стал первым писать на народном армянском языке. Много и плодотворно работая, он оставил богатое литературное наследие. Он писал рассказы, басни, поэмы, стихи, научные изыскания и учебники, к сожалению, для тех из его современников, которые лично не соприкасались с Абовяном, эта сторона его деятельности осталась неизвестной, ибо при жизни писателю не удалось напечатать ничего, за исключением одного методического руководства по языку.
Деятельность X. Абовяна вызвала яростное сопротивление духовенства, аристократии и реакционной части интеллигенции. В своей жизни он повторил печальную судьбу многих великих поборников народных интересов. Гонимый и преследуемый, Хачатур Абовян до конца дней своих не отступил от выстраданных им убеждений. Умер он рано, 44 лет, так и не увидев торжества своих идей.
В литературе X. Абовян больше всего известен как автор романа «Раны Армении». Этот роман был написан им в 1841 году, а впервые опубликован лишь в 1858 году. В нём нашли своё отражение события армяно - персидской войны и присоединение Армении к России. Красной нитью проходит в произведении мысль о том, что дружба с русским народом явится для армянского народа источником силы и процветания.
В 1753 году в Ярославском городском суде слушалось любопытное дело. Матрёна Кирпичёва жаловалась на своих сводных братьев Волковых, что они губят завод их отчима Фёдора Подушкина. В жалобе подчёркивалось, что Волковы заводских людей «вместо надлежащей должности употребляют при себе в комедии».
Дело было решено в пользу Кирпичёвой: завод под управлением Волковых действительно пришёл «во всеконечный упадок и подрыв». Но братья Волковы мало горевали об этом, особенно старший - Фёдор Волков. Все его помыслы были отданы театру. Целью своей жизни он уже тогда считал создание настоящего русского театра. Давать спектакли Ф. Волков начал ещё в 1750 году, устроив сцену в большом сушильном амбаре завода. Играли сами братья Волковы и рабочие, которых они, как жаловалась Кирпичёва, отрывали от прямых обязанностей на производстве.
То, что показывалось на ярославской сцене, было настолько ново и необычно, что даже люди, повидавшие свет, восторгались и поощряли Ф. Волкова продолжать начатое дело. Благодаря поддержке жителей Ярославля Ф. Волков в поразительно короткий для того времени срок построил здание первого русского театра.
Случайно заехав в Ярославль, елизаветинский вельможа увидел Волкова на сцене, и судьба артистов была решена. Их вызвали в Петербург и приказали играть перед царицей.
30 августа 1756 года Елизавета подписала указ «Об учреждении Русского театра».
У Волкова были серьёзнейшие соперники - артисты - иностранцы, увеселявшие русскую знать.
Новорождённому театру отпускалось в год всего лишь 5 тысяч рублей, тогда как французская труппа Сериньи получала в пять раз больше. Театр не имел своего постоянного помещения и кочевал из одного здания в другое. Материальное положение артистов было очень плохим.
И если «Русский театр» не пришёл в упадок в те суровые годы, то в этом громадная заслуга Волкова.
Ф. Волков был не только артистом: на нём лежало множество серьёзнейших административных и организационных обязанностей.
4 апреля 1763 года, 185 лет назад, Фёдор Волков, организуя шествие - маскарад «Торжествующая Минерва», простудился и сгорел в несколько дней, умер.
Фёдор Волков был артистом - самоучкой, и только благодаря огромному таланту он превратился в настоящего мастера и создателя первого русского театра.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 125-летию со дня рождения А. Н. Островского