Первая пятилетка составила целую эпоху в истории советского народа на путях к построению социалистического общества, с огромным, ранее никогда и нигде невиданным энтузиазмом трудились советские люди над осуществлением сталинского плана превращения нашей страны из отсталой в передовую.
15 февраля 1933 года состоялось открытие I Всесоюзного съезда колхозников - ударников. На съезде присутствовало полторы тысячи делегатов - передовиков социалистического земледелия, выросших до понимания тех огромных задач, которые встали перед колхозным движением на очередном этапе его развития.
Успешно проводившаяся нашей партией политика коллективизации деревни, дала к началу 1933 года огромные результаты. 14,5 миллиона крестьянских хозяйств объединились в колхозы, которых насчитывалось в стране около 200 тысяч. Эти внушительные цифры говорили о широком размахе колхозного движения. На повестку дня встал вопрос о развитии этого движения вглубь.
Ударники полей, съехавшиеся в Москву, должны были не только подвести итоги достижениям колхозного строительства, но и, обменявшись опытом и мнениями, определить пути и меры по дальнейшему укреплению колхозов.
Огромное значение для страны имело выступление на съезде Иосифа Виссарионовича Сталина.
На вопрос: чего мы добились на новом пути, на нашем колхозном пути, и чего мы думаем добиться в ближайшие 2 - 3 года? - товарищ Сталин отвечал так:
«Мы добились того, что помогли миллионным массам бедняков войти в колхозы. Мы добились того, что, войдя в колхозы и пользуясь там лучшей землёй и лучшими орудиями производства, миллионные массы бедняков поднялись до уровня середняков...
... Но это только первый наш шаг, первое наше достижение на пути колхозного строительства.
Было бы неправильно думать, что мы должны остановиться на этом первом шаге, на этом первом достижении. Чтобы двинуться дальше и окончательно укрепить колхозы, мы должны сделать второй шаг, мы должны добиться нового достижения. В чём состоит этот второй шаг? Он состоит в том, чтобы поднять колхозников, - и бывших бедняков, и бывших середняков», - ещё выше. Он состоит в том, чтобы сделать всех колхозников зажиточным и».
15 лет отделяют наши дни от съезда. И каждый минувший год приносил новые доказательства силы и жизненности колхозного строя.
В коллективном труде ярче и многограннее раскрывались способности человека, неуклонно повышалась производительность труда. Росло насыщение сельского хозяйства самой совершенной техникой. Агрономия стала доступна любому рядовому крестьянину.
Только что закончившийся 1947 год, несмотря на тяжёлые последствия военных лет и засуху 1946 года, принёс ещё одно блестящее доказательство мощи колхозного движения: в 1947 году валовой сбор - зерна на 58 процентов превысил сбор 1946 года. А это значит, что советское крестьянство, ликвидируя с помощью партии и государства тяжёлые последствия войны, неуклонно идёт по пути осуществления сталинского предначертания.
Увлечение театром очень рано выявилось у Вахтангова. Первый учитель Вахтангова в Адащевской театральной школе Л. А. Суллержицкий, оказавший огромное влияние на мировоззрение и творческий путь своего ученика, привил Вахтангову живейший интерес к нарождавшейся тогда «системе Станиславского». В марте 1911 года Е. Б. Вахтангов был зачислен в Художественный - театр. К этому моменту он был не только последователем, но и преподавателем «системы Станиславского». Но Вахтангов не хочет ничего принимать на веру и стремится проверить, развить и продолжить новую систему. Так зародилась у него мечта о создании собственной студии. Уже в апреле 1911 года он пишет в своём дневнике: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип - всего добиваться самим. Руководитель - все. Проверить систему К. С. на самих себе».
Прошло немногим более двух лет - и этой студией становится небольшой кружок студенческой молодежи - страстных любителей театра. Здесь было заложено зерно, из которого впоследствии вырос Театр имени Вахтангова.
В первые годы развития студенческой студии творческая деятельность Вахтангова, который был тогда уже зрелым мастером, протекала главным образом в первой студии Художественного театра, где он выступает как блестящий актёр в роли фабриканта игрушек Тэкльтона («Сверчок на печи» по Диккенсу) и занят постановками «Праздника мира» Г. Гауптмана и «Потопа» Г. Бергера. Во всех своих режиссёрских замыслах Евгений Багратионович Вахтангов выступает как неутомимый экспериментатор, страстный искатель новых истин, новых путей в искусстве.
Во все периоды своего творчества он руководствуется одним принципом: «Брать из жизни и давать для жизни».
Вахтангов - художник и Вахтангов - мыслитель, пройдя сложный, противоречивый путь развития, одним из первых среди деятелей искусства глубоко и искренно принял социалистическую революцию с первых её шагов и правильно наметил пути развития советского театра. Он ратовал за большое, подлинно народное искусство.
Свои политические взгляды и новые творческие установки Вахтангов записывает в дневник: «Надо верить в народ, - призывает он. - Надо, чтобы сердце наполнялось радостью при мысли о победном пути народа».
Его записи завершаются страстной программной статьёй «С художника спросится».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.