Календарь «Смены»

опубликовано в номере №425-426, февраль 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

На заре русской авиации

Осенью 1909 года занималась заря русской авиации. Россия увидела первые полёты гастролёров-иностранцев. Пионер лётного дела - Одесский аэроклуб - решил командировать одного из своих активистов во Францию в лётную школу Фармана. Выбор пал на молодого члена аэроклуба монтёра железнодорожного телеграфа Михаила Ефимова. Он оказался способным учеником - быстро прошёл обучение, сдал пилотский экзамен и сразу же поставил мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром.

21 марта 1910 года на окраине Одессы состоялся первый в России публичный полёт первого русского лётчика. Ефимов показал собравшимся на стрельбище 100 тысячам зрителей своё лётное мастерство. Он прекрасно взлетал, отважно кружился над полем, катал первых пассажиров. Восторженная толпа долго приветствовала смелого авиатора, впервые демонстрировавшего полёт: по воздуху.

Талантливый пилот не получил в дореволюционной России должного признания и поддержки. Учиться ему приходилось в тяжёлых условиях. На родине он не мог развернуть свои силы. Разочарованный Ефимов поспешил заграницу, «на заработки». Вернувшись в Россию, он стал главным инструктором первой военной авиационной школы в Севастополе. Севастопольская школа сыграла большую роль в создании лётных кадров нашей военной авиации. В этом огромная заслуга её замечательного инструктора - выдающегося русского лётчика М. Н. Ефимова.

Историческая реликвия города славы

Героическая оборона Севастополя дважды вошла в историю как немеркнущий пример доблести русского народа. В дни Крымской кампании 1854 - 1855 годов и во время Великой отечественной войны против гитлеровских захватчиков за севастопольской эпопеей с напряжённым вниманием следил весь мир.

Одним из наиболее ярких эпизодов первой обороны Севастополя был штурм Малахова кургана, геройски отбитый русскими патриотами. 27 марта исполняется 40 лет со дня окончания строительства исторической реликвии севастопольцев - Панорамы штурма Малахова кургана 18 июня 1855 года.

Этот эпизод торжества русского оружия изобразил на огромной картине-панораме - художник Ф. А. Рубо. Своё полотно он писал в специально устроенном здании. Летом 1904 года картина, имевшая 115 метров в окружности и 14 метров в высоту, при общей площади в 1610 метров, была доставлена в Севастополь на двух сцепленных вместе железнодорожных платформах. В отдельном вагоне прибыли модели для переднего плана панорамы. Весь груз весил свыше 12 тонн.

Для панорамы было выстроено на Историческом бульваре специальное здание. Устанавливать грандиозную картину помогали воспитанники Академии художеств, в дальнейшем крупные советские баталисты, М. И. Авилов и М. В. Греков.

В своём произведении Рубо сохранил историческую точность и правдивость в изображении людей и природы. Картина показывает беспредельный героизм и мужество русских солдат и матросов, успешно боровшихся с превосходящими их по численности и вооружению врагами.

Немецко-фашистские захватчики разрушили здание Севастопольской панорамы. Но грандиозную картину героям-краснофлотцам удалось частично снасти. В генеральном плане восстановления города славы - Севастополя - Панорама штурма Малахова кургана, несомненно, займёт почётное место. На снимке: фрагмент Панорамы штурма Малахова кургана, работы Ф. Рубо.

Неугомонный талант

Жюль Верн не собирался стать писателем: он готовился к карьере адвоката. Нужда и Александр Дюма-отец вовлекли юного правоведа в так отдающую ремеслом работу на основанной талантливым Дюма «фабрике литературного чтива», поставлявшей французскому буржуа всевозможные виды литературы. Верн дебютировал прошедшими незамеченными скромными рассказами и небольшими комедиями, лирическими стихами и сентиментальными романсами. Всё это не имело ничего общего с жанром, который принёс ему мировую славу.

«Его величество случай» - реклама агентства Кука, предлагающая совершить путешествие в 80 дней вокруг света, - навёл Жюля Верна на мысль провести эту экскурсию, не выезжая из города. Он окружил себя книгами по географии и этнографии, описаниями экскурсий и путешествий, трудами по технике и механике. Добросовестно и глубоко изучал Верн страны, которые надлежало проезжать будущим героям его романа. Богатое воображение и приобретённые усидчивой работой обширные знания помогли писателю найти настоящее призвание. С неистощимой фантазией описывал он существующие и несуществующие страны, виденные и выдуманные чудеса природы, созданные и предсказываемые им самим изобретения. Искусно используя науку как материал для фантастических сюжетов, он создавал увлекательные романы и предугадывал, изобретения, созданные спусти много лет: подводные лодки и воздушные корабли, телефоны и электрическое освещение, граммофоны и ракетные двигатели.

Великий фантазёр и неугомонный проповедник технического прогресса, Жюль Верн дожил до глубокой старости. Он умер 24 марта 1905 года, оставив нам бесконечное количество необычайных историй.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гибель «Варяга»

Отрывок из повести «Трагедия в Чемульпо»