Мы познакомились в поезде. В вагон электрички, соединяющей станцию Минеральные Воды с курортом Кисловодск, вошла очень красивая, стройная девушка в военной шинели, с погонами лейтенанта. Из-под белой меховой шапки вырывалась копна каштановых волос; её голубые глаза смотрели доверчиво и просто, нежный овал лица указывал на совсем юные годы - на вид ей было не больше двадцати лет. Высокий, подтянутый подполковник со строгим взглядом сопровождал девушку; он помогал ей нести тяжело нагруженную корзину.
Девушка подошла к скамье, на которой сидел я.
- Можно?
- Да, пожалуйста! - я подвинулся, давая ей место.
Подполковник сел напротив.
- Лейтенант ещё не совсем поправилась после ранения, - сказал подполковник, обращаясь ко мне, - прошу вас, разрешите ей сесть у окна.
Мы поменялись местами.
Поезд дал сигнал и отошёл от станции; уже через десять минут мы были среди гор. Девушка спросила что-то о книге, которую я читал; завязался разговор. Узнав кто я, мои собеседники задали мне множество вопросов: они интересовались многим, что так или иначе связано с литературой и искусством. В свою очередь я стал расспрашивать, кто они и куда едут. Подполковник сказал, что он офицер Действующей армии, а девушка-лейтенант - одна из его подчинённых; он лечится в Ессентуках, и случайно встретил её на Минеральных Водах. И, словно ограждая себя от дальнейших расспросов, торопливо добавил:
- Вы поговорите с лейтенантом, её история, я думаю, вас заинтересует.
Девушка смутилась. Подполковник заметил это и улыбнулся:
- Можете рассказать писателю ваши приключения. Это дела минувших дней... - и, вынув книгу, он погрузился в чтение.
Вот рассказ, который я услышал от девушки.
... Её зовут Надежда Дьякова, ей 23 года. Её дед, отец и братья - железнодорожники, они все работали и работают на кавказских линиях. Их примеру последовала и Надежда. В семнадцать лет она окончила железнодорожное училище, в восемнадцать, после практики, стала помощником начальника одной железнодорожной станции в районе нефтяных промыслов Баку. Там она познакомилась со своим будущим мужем - он тогда был старшим лейтенантом авиации и его соединение базировалось невдалеке от этой железнодорожной станции. Они полюбили друг друга и поженились.
Весной 1941 года Надежда родила сына, 21 июня он умер, 22 июня началась война. Муж в тот же день улетел с частью на фронт, Надежда ушла в армию добровольцем. С мужем она рассталась в два часа дня 22 июня; два года они ничего не знали друг о друге...
В армии Надежда Дьякова пробыла не долго: её направили в школу фронтовых разведчиков. Необыкновенные способности к языку, свежий, молодой ум, сообразительность, крепкое здоровье спортсменки дали ей возможность в короткий срок окончить школу, и в качестве лейтенанта, командира взвода разведчиков она вернулась на тот же фронт - на Украину. В её подчинение поступило одиннадцать человек; она была двенадцатой и самой старшей по годам среди своих друзей...
Советские разведчики уходили за линию фронта и, выполняя в тылу немцев задания нашего командования, взрывали мосты, железнодорожные узлы, германские войсковые штабы, собирали необходимые сведения или же, устроившись вблизи какого-либо важного для врага объекта, сигнализировали советским лётчикам, указывая им время и место для наиболее эффективных бомбардировок.
Отличное знание немецкого языка, помощь украинского населения намного облегчали сложную работу Дьяковой и её разведчиков, работу, где малейшая оплошность грозила провалом, пытками о гестапо и виселицей. Удача сопутствовала одиннадцати русским солдатам и их начальнику - Надежде Дьяковой.
Уже не было во взводе разведчика, не награждённого двумя или тремя орденами за доблесть и мужество; несколько орденов за этот один год получила сама Дьякова. Получила она также две благодарности Маршала Сталина. Две раны - в ногу и плечо - ненадолго оторвали её от опасной и увлекательной боевой деятельности.
Но вот в городе Д. немцами был схвачен один из разведчиков Дьяковой; в этот город они пришли втроём - сама Дьякова, ещё одна девушка и этот третий, - его-то и взяли. Немцы вели избитого и окровавленного солдата по городским улицам, две девушки-разведчицы шли позади, одетые, как все в этой уличной толпе. Гранаты были спрятаны в карманах их весенних пальто. Они шли за своим товарищем, чтобы узнать, куда его ведут. Они шли, думая об одном: может быть, представится случай выручить.
На площади группа пьяных немцев остановила процессию. Началась оргия - фашисты издевались над связанным русским солдатом, выдумывая муки, свидетельствовавшие о необыкновенной изощрённости немцев в подобных делах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.