Иоганн Штраус... Каждому петербуржцу середины прошлого века была знакома его фигура со скрипкой у дирижёрского пульта. Десять лет выступал Штраус в летние месяцы в Павловском музыкальном вокзале, и всегда его встречала буря оваций. Талантливого автора любимых мелодий вызывали несчётное число раз.
Первая поездка в Россию Иоганна Штрауса, 120-летие со дня рождения которого исполнилось 25 октября, была «музыкальным путешествием с препятствиями». Это произошло в 1849 году. Молодой Штраус только что принял руководство оркестром умершего отца - « короля вальса» Иоганна Штрауса-старшего, титул которого заслуженно перешёл по наследству к сыну. Оркестр выступал в Бреславле. Дела шли плохо. Музыканты приходили в уныние. И тогда подвернулся « советник» в лице... местного торговца свиньями.
- Отправляйтесь в Варшаву, - сказал свиногорговец. - Там сейчас русский царь Николай I, и ваши дела пойдут блестяще.
Иоганн Штраус нашёл совет остроумным. Оркестр отправился в Варшаву. Но на границе выяснилось, что на въезд в Россию нужно специальное разрешение, Штраусу с трудом удалось добыть пропуск лишь для себя. Ещё труднее оказалось получить разрешение на концерты у генерал-губернатора; Когда Штраус явился в его резиденцию, он увидел высокого загорелого вояку, окинувшего посетителя пронзительным взором. С изысканной почтительностью европейца молодой дирижёр изложил свою просьбу. Генерал грозно посмотрел на него:
- Вы Штраус?! Этак, пожалуй, всякий проходимец станет называть себя Иоганном Штраусом! Это наглая ложь. Нет-с!
И генерал повернулся спиной к « подозрительному» просителю.
Все дальнейшие попытки убедить губернатора» что в Варшаву приехал Иоганн Штраус, так и не дали результата.
Штрауса выручил случай. Неожиданно к нему явился придворный лакей с приглашением дать концерт во дворце Николая I: царица узнала о приезде оркестра (получившего к этому времени разрешение на въезд) и пожелала услышать последние венские вальсы. Концерт прошёл блестяще.
Всего любопытнее то, что суровый генерал-губернатор тут же пригласил Штрауса дать концерт в собственном доме. И только после этого разрешил три публичные концерта в варшавском театре. Венскому оркестру они принесли столько прибыли, что с избытком оплатили даровое выступление в губернаторском доме...
... Противоречия преследуют Джонатана Свифта. Шаг за шагом идут они по пятам гениального автора « Путешествий Гулливера» и не оставляют его до 19 октября 1745 года - дня кончины.
Глубокий атеизм и добровольная жизнь приходского священника; безграничное честолюбие и отсутствие личной выгоды; сарказм и едкая злость сатирика и нежные послания избранницам - какая длинная вереница « несоответствий» в личной и общественной жизни!...
... Первая встреча с Эстер Джонсон произошла, когда она была семилетним ребёнком. Двадцатилетний Свифт несмотря на разницу лет неразлучен с прелестной девочкой. Она развивается на его глазах, он первый обучает её грамоте. Через десять лет он снова встречает Эстер семнадцатилетней красавицей. Очарованный Свифт даёт ей поэтическое латинское имя звезды: Стелла. Необъяснимая притягательная сила всё крепче связывает их друг с другом.
Но Свифт - враг всякой привязанности. Он отправляется в Ирландию. И скоро в Ирландии появляется Стелла. Однако Свифт верен себе: он уезжает надолго в Лондон. И всё же он не может быть без Эстер. Он пишет ей письма, ведёт дневник, где описывает всё, что видит или испытывает за день. Он посвящает Стеллу во все своп дела и мысли. Поздней ночью, вернувшись домой, утром, лёжа в постели, он находит минутку, чтобы побеседовать с ней. Рассказ о политических событиях он перемешивает с шаловливой болтовнёй, осыпает ее нежными названиями... Так возник незабываемый памятник сердечной близости двух душ - знаменитый «Дневник для Стеллы».
Однажды в «Дневнике для Стеллы» появляется новое имя. Тонким женским чутьём Стелла чувствует опасную соперницу. Это Эстер Ваномри. Новая Эстер приковывает внимание Свифта, становится его восторженной ученицей. Она моложе Джонатана на двадцать три года и моложе Стеллы на десять лет. Он воспевает вторую Эстер в поэме, называя сё звучным именем - Ванесса. Свифт играет с огнём. Ванесса сама признаётся ему в любви. Она следует за Свифтом в Ирландию.
И начинается страдальческий путь двух одиноких женщин, двух безгранично любящих душ. Джонатан попадает в заколдованный круг. Он не может совмещать две привязанности. Стелла не уступает, и Свифт принуждён согласиться на брак с ней. Но только тайный, никому не ведомый брак.
Ванесса ведёт грустную, одинокую жизнь. Свифт получает горестные письма, нежные призывы, просьбы о свидании. И скоро тридцатилетняя женщина умирает.
Свифт в отчаянии. Он снова уезжает в Лондон. В разлуке с ним через пять лет Стелла умирает от туберкулёза. Свифт застаёт её ещё в живых, терзается раскаянием, но всё же отказывается выполнить мольбу умирающей - огласить тайный брак.
Так закончилась история Стеллы и Ванессы - печальное звено цепи противоречий в жизни великого сатирика Джонатана Свифта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.