Октябрь
Портрет этот написан блестящим мастером русской живописи К. П. Брюлловым. Поэт А. К. Толстой изображён на нём стройным юношей, в охотничьем костюме, с ружьём и легавой собакой. По мнению современников, портрет очень удался художнику, который « достиг в нём разительного сходства и опоэтизировал те черты, которые заслуживали художественной отделки».
Брюллов ярко запечатлел на большом полотне страсть Толстого к охоте. С двадцати лет будущий поэт неделями пропадал в лесах и отдавал охоте всё своё свободное время. А. К. Толстой часто говаривал, что именно этой страсти охотника, он обязан тем, что всё написанное им было создано «в мажорном тоне, между тем как мои соотечественники пели по большей части в минорном...»
Сохранилась любопытная история этого портрета. В начале прошлого века семья Алексея Толстого отправилась в путешествие по Италии. Обширные связи и большие средства его дяди и воспитателя А. А. Перовского повсюду открывала им двери. Четырнадцатилетнего мальчика поразили вечное искусство Рима, знойная красота Неаполя, лазурное небо Венеции и яркая природа Флоренции. Дядя будущего поэта часто посещал художников и щедро покупал лучшие произведения искусства. В Риме семья познакомилась с жившим там прославленным русским живописцем Брюлловым.
Через несколько лет Брюллов вернулся в Россию. По пути в Петербург он остановился в Москве. А. А. Перовский залучил к себе в дом Брюллова, надеясь, что он за крупный гонорар напишет семейные портреты. Вот тогда-то и был написан портрет Алёши Толстого. Семья поэта была от портрета в восторге. Брюллова попросили сделать ещё несколько вещей. Но великий художник вновь решил уехать за границу. Скоро Брюллов, к великому огорчению мецената, чуть не тайком убежал из его дома.
« Я успел уже посетить Брюллова, - писал А. С. Пушкин жене из Москвы. - Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен... Здесь Перовский его было заполонил; перевёз его к себе, запер под ключ и заставил работать. Брюллов насилу от него уехал».
Знакомство с Брюлловым оказало огромное влияние на художественные вкусы молодого Толстого. Мастер необычайных сюжетов, обладавший огромными знаниями и гениальным воображением, К. П. Брюллов был всегда поэтически настроенным, увлекательным собеседником и щедро передавал свой опыт юному слушателю. Алексей Константинович Толстой, семидесятилетие со дня смерти которого исполнилось 10 октября, всю жизнь тепло вспоминал о своих беседах с Брюлловым.
На снимке: портрет А. Толстого, написанный К. Брюлловым.
В 1900 году по рекомендации знаменитого шахматиста Д. М. Яновского я был приглашён участвовать во втором всероссийском турнире. И вот я, юноша-провинциал, малоопытный шахматист, приехал в - Москву. Турнир происходил на Большой Дмитровке, в «Докторском клубе». К назначенному времени я явился на турнир, где познакомился с известными русскими мастерами.
Скоро собралось много народа, пришли все участники турнира. Игру не начинали: ждали Чигорина. Вдруг по всему залу пронёсся топот: « Чигорин, Чигорин...» Я начал искать его глазами, искать человека высокого роста, выше, конечно, всех окружающих. Таким я его представлял себе. Наконец, мне указали на Михаила Ивановича Чигорина. К своему удивлению, я увидел человека ростом ниже, чем я. Брюнет. И чудесные - искрящиеся и добрые - глаза. Образ, сложившийся в моём воображении, исчез бесследно, но я был очарован Чигориным ещё больше.
На турнире я, начиная партии неплохо, не доводил их до благоприятного конца и одну за другой проигрывал. Проиграл подряд восемь партий. И вот подошёл ко мне Чигорин, похлопал слегка по плечу и оказал:
- Не волнуйтесь, молодой человек! У вас есть дарование, не смущайтесь проигрышами. Я тоже много проигрывал вначале... Надо миллион партий проиграть, чтобы стать непобедимым...
На другой день, воодушевлённый Чигориным, я одержал в 23 года блестящую победу над Шаровым, который накануне выиграл у Яновского, причём ото была единственная партия, проигранная последним...
Такова была моя первая встреча с М. И. Чигориным, 95-летие со дня рождения которого исполнилось 19 октября.
В 1907 году предстоял большой турнир в Карлсбаде. Его организаторы согласились допустить к участию в турнире русского шахматиста, ещё не выступавшего в международных состязаниях. П. Сабуров, председатель русского шахматного союза, обратился к Чигорину с просьбой рекомендовать наиболее даровитого молодого шахматиста. Михаил Иванович указал на меня. Я получил лестное приглашение. В то время материальные мои дела были неблестящи. Друзья собрали на дорогу немного денег, и я уехал. Этих скромных ресурсов хватило только на то, чтобы доехать, нанять комнату и... один раз пообедать. Две недели я голодал, но по скромности скрывал это. Чутким сердцем Чигорин угадал моё тяжёлое положение и принял меры. Я был обеспечен до конца турнира деньгами и питанием. Так же чутко и сердечно Чигорин относился ко всем молодым шахматистам.
Встречаясь несколько раз с великим русским шахматистом М. И. Чигориным на турнирах, я мог наблюдать его талант и творчество во многих партиях. Восхищала и поражала, его смелая игра, стремление к разрешению глубоких проблем.
Были в истории выдающиеся корифеи шахматного искусства, достигшие высочайших спортивных результатов, но не было более глубокого художника-шахматиста, чем Чигорин.
Заслуженный мастер спорта СССР Ф. Дуз-Хотимирский
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.