«Какие они дети – им по четырнадцать уже!»

Станислав Токарев| опубликовано в номере №1253, август 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

У них и настроение может быть дурное, с начальством неприятности, в семье, и все это они обязаны таить от ребят, излучая одну только бодрость.

Им и стакан вина выпить порой хочется. Помню, зашли мы с Растороцким в магазин за бутылкой сухого, и вдруг он, громадина, присел на корточки, спрятался – малолетнюю тогда Люду Турищеву заметил.

Игорю Михайловичу Кошкину, тренеру лучших наших пловцов – чемпиона мира Сальникова, рекордсмена Европы Русина, под пятьдесят. Когда он с ними играет в баскетбол или теннис, то буквально костьми ложится, чтобы победить. Когда на сборе задает им горный маршрут, то сам, сухонький, тонкокостный, лезет вверх впереди своих широкогрудых атлетов, хоть сердце колотится где-то в глотке. Иные считают, что это у него своеобразное самоутверждение. Он же мне сказал: «Если ученики видят, что тренер в состоянии потребовать от себя сверхусилий, то таких же сверхусилий он может потребовать от них в бассейне».

Такая вот профессия.

Вчера у Сережи буквально была драма. Классное комсомольское собрание не дало ему рекомендации в комсомол. Решили пока воздержаться.

Он мне рассказал, что там вылезла

одна девчонка: «Почему ты заявление подаешь?» Он сказал, что в заявлении все написано, почему. «Мало ли что написано, может быть, ты списал, скажи своими словами». Он не захотел. Есть, он мне сказал, такие слова – заветные, их можно только самому себе или в трудную минуту – бойцам на фронте. А тут он не смог.

Там был парень из школьного комитета, он заявил: «У тебя тройки, и вообще физиономия разбита, это неуважение к нам – в таком виде являться на собрание».

Меня до глубины души возмутило, что никто не встал и не сказал, откуда у него синяк и ссадина на подбородке. Серый учится в спецклассе, там все волейболисты, почему же никто не встал и не сказал, откуда ссадина? Сидели – спали...

А он сам постеснялся.

Мне их тренер не нравится, он перед Михмихом здорово блекнет. Михмих редко кричит, он умеет все объяснить, и я изменила о нем свое мнение, когда посмотрела на этого Виктора Николаевича. Этот кричит без умолку: «Давай, давай! Ты бегать умеешь? Я со стулом быстрей тебя до мяча добегу! Давай, давай, че ты делаешь, куда тебя несет?» И вот он вроде старается, пашет, как говорят у нас в спорте, и ребята пашут будь здоров, а на первенстве города все проигрывают.

Позавчера они выиграли. Я была на игре и радовалась за них просто до слез. Как они сражались! Их «забойщик» Же-ка лупил мячом, как из пушки стрелял, Витя и Саша ставили блок – железо. Они заводили друг друга: «Попрыгаем, поднатужимся, пас, пас, пасик!» Серый пасовал, как бог.

Он мне перед игрой сказал, что с утра себя настраивал: «Еду в троллейбусе, ничего вокруг не вижу, одно думаю – победить, победить!»

В пятой партии, когда все решалось одним очком, Серый рыбкой летел вытаскивать невозможный мяч и рассадил

подбородок. У него кровь капала на майку, а он с площадки не ушел.

Они выиграли, и вот на том собрании сидела почти вся команда, неужели не хватило принципиальности встать и сказать хоть, откуда синяк? Серый ведь за мячом бросился, как буквально на амбразуру. Он команду спасал, и я думаю, именно таких надо принимать в комсомол. А тройки – подумаешь: их исправить можно.

Лично я бы с Сергеем в разведку, не задумавшись, пошла.

Спецкласс – сравнительно новая форма спортивной работы со школьниками. В основе организации дела лежит простая и рациональная идея – соотнести два расписания: общеобразовательной школы и спортивной, сделать плотнее, компактней, полнее в конце концов ребячью жизнь. Отсюда появление – сперва в Румынии, Польше, а потом и у нас – классов легкоатлетических, фехтовальных, волейбольных и прочих.

Спецкласс – коллектив особого рода, сплоченный единством цели в большей степени, нежели просто школьный. В обычном классе цель учеников – хорошо учиться, но она в какой-то мере абстрактна, поскольку плоды учебы – поступление на работу или в институт – отдалены по времени: все это будет не завтра, не послезавтра, что иных расхолаживает. Задача же класса-команды – сегодня полноценно тренироваться, чтобы завтра победить.

Тут уж – один за всех и все за одного. Тут на просвет ясно, кто чего стоит, с кем пойдешь, а с кем не пойдешь в разведку. Спортивные перипетии такого класса могут служить отличным материалом для воспитательной работы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены