Как воздух невесом

Маргарита Максимова| опубликовано в номере №1400, сентябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оренбургский пуховый платок...

Россия издавна славилась своими замечательными рукодельницами. Фантазия и великолепная техника исполнения отличают вещи, созданные мастерицами прошлого. На особом месте — оренбургский пуховязапьный промысел. Связанный тонкими спицами из тончайших нитей, спряденных вручную, оренбургский платок как кружевная пена нежен и невесом.

Было время, когда вязали платки не только из козьего пуха, но и из кипрейного, который с большим трудом добывали из созревших стручков кипрея. Потом от него отказались и стали использовать только козий.

У калмыков и казахов вязка была плотной, грубоватой, уральские же казачки, знакомые с кружевоплетением и вышиванием, стали в вязании использовать русские мотивы. Платков вязали много, а двух одинаковых не найти. Всякая мастерица свой узор придумывала и название ему ласковое давала: «окошки», «снежинка», «дождик», «самовар», «гармошка».

Более двухсот пятидесяти часов — столько времени дотрагиваются спицы до нежной и тонкой пуховой нити, похожей на. паутинку, успевая за это время связать триста тысяч петель и накидов! И тогда выходит из рук мастерицы долгожданный платок. Каким он получится? Вязка платка не терпит нервозности, неряшливости, суеты, здесь требуются добрый настрой души и особое радение — вот тогда и рождается из маленького, неприметного клубочка чудо.

Техника вязания платков разнообразна. Сначала можно связать середину без узора, затем узорную кайму и затем их сшить или привязать друг к другу. Вязка середины — работа несложная: сиди и вяжи лицевые петли, лишь бы они были ровные да одинаковые (отсюда и название у этой вязки — платочная). С каймой посложнее. Красота платка в кайме. Здесь-то и проявляются вкус и выдумка исполнительницы. Сразу виден почерк мастера. Как правило, такие платки всей семьей вяжут: девочки — середину, кайму — молодухи и женщины постарше, а совсем старые — нити для него готовят.

Труднее с платком, в котором середину и кайму вяжут одновременно, ни разу не оборвав нити, но и эта работа легко осваивается, если ей поучиться у опытной рукодельницы.

Не только платки из пуховой нити могут быть легкими, кружевными и красивыми. Московская умелица Елена Кондратюк из стограммового клубочка тонких монинских нитей связала белоснежный квадратный платок.

А теперь несколько практических советов тем, кто вяжет.

Козий пух вычесывают дважды: в феврале и марте. Февральский пух ценнее, так как в нем мало жестких волос («Козины») и других примесей. Нить, спряденная для ажурного платка, бывает настолько тонкой, что вязать из нее можно, лишь соединив с хлопчатобумажной или шелковой нитью такого же цвета. Сдвоенную (строщенную) пряжу необходимо скрутить на веретене (приблизительно 180 витков на метр). Платок намного красивее, если он не перегружен узором, прост по композиции. Чем сложнее узор каймы, тем проще должна быть середина платка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Владимир Высоцкий

Театр и песня

Загадочный мир

Слово изначальное. К 800-летию «Слова о полку Игореве»

Что имеем — сохраним

В Старом Осколе, где сооружается крупнейший в Европе электрометаллургический комбинат, строительство жилья идет микрорайонами — своеобразными островами в густом хвойном бору. Здесь с автокрановщиком Владимиром Бабкеевым одно за другим и случились два ЧП