Спрашиваю, что он считает самым красивым в городе.
Подумав немного:
— Новый мост. Все лаконично, точно, исчерпывающе. Это не чувство, а мысль. И потом — мост очень удобный, обратили внимание? Утилитарность — это очень важно.
Вот вам один из художников-прикладников, будущих выпускников училища, его уровень, интересы. Он здесь такой не единственный. Здесь учится около 750 человек на 43 отделениях, среди них скульптура, художественная обработка металла, камня и т. д.
В училище преподают рисунок, скульптуру, композицию, основы архитектуры, технологию металлов, историю КПСС, обществоведение, требуют обязательного посещения уроков физкультуры не только потому, что «в здоровом теле — здоровый дух», но и потому, что скульптору, чеканщику, граверу нужны мускулы, гибкая кисть, податливые пальцы...
В одном классе я видела, как девушка шихтелем «резала» рамку. Это была ее первая работа. Пальцы побелели от усилий, стружка сползала из канавки неохотно, ужасно медленно. Испарина проступила на лбу... А преподаватель считает, что из нее выйдет неплохой ювелир: точный глаз и твердая рука.
Уроки рисования преподают здесь даже штукатурам. «Художественная» линия в училище исключительно сильна, и все-таки никто не старается затушевать того простого и ясного факта, что это училище готовит людей рабочих профессий — работников для города.
Около тридцати работ учеников училища выставлены в павильоне профтехобразования ВДНХ, то есть праздничных итогов здесь не чуждаются, но главное все же видят в работе не на выставку, а для города.
Правда, один из выпусков училища — прошлогодний выпуск отделения скульптуры-моделирования — почти полностью прошел в Академию художеств, но и они для производства не потеряны: большинство оказалось на отделениях прикладных.
Так, например, мы познакомились в академии с одной из способных выпускниц училища — Наной Цомалашвили.
Она окончила отделение скульптуры-моделирования.
В музее училища, где хранятся лучшие работы, стоят ее пластилиновые фигурки, висят рисунки, чеканка. Одна из работ — «Жатва» — чеканка по меди, сделанная ею еще во время учения, отослана в Монреаль на выставку и экспонируется в грузинском павильоне.
Нане только 19 лет. В академии она учится на отделении художественного конструирования транспорта, ее предназначение — создавать наиболее совершенные формы транспортных и промышленных машин. Мне показалось сначала, что выбор специальности вполне определяет характер Наны — немного резковатый, мальчишеский. Однако, зайдя к Нане как-то домой, мы застали ее погруженной в работу над рукописной книгой. Стихами, прозой, рисунками Наны заполнялась уникальная книга: она готовила свадебный подарок подруге.
В училище обстановка такова, что самое новое, волнующее в искусстве не остается за его порогом, отделенное формальным, ученическим «от и до». Когда в Грузии началось увлечение чеканкой, Иосиф Коява начал вести предмет в кружке, после занятий, пока его еще официально не ввели в программу, и увлек многих. Кое-кто из выпускников сразу включил чеканку как элемент декора в дипломные работы.
В этом году чеканка уже введена в программу, опять-таки по настоянию руководства для нее выделены специальные часы, потому что стало ясно: она нужна городу, может стать одним из лучших украшений его. А кружок Коявы существует по-прежнему, но теперь уже для тех, кто хочет знать больше, чем успеешь получить на уроках.
Я видела очень мало работ Иосифа Коявы, чтобы судить о том, какой это художник (все работы на выставках вне Тбилиси), но я видела достаточно, чтобы сказать: это хороший педагог. В музее училища, показывая одну из работ, он сказал:
— Это Камкэ делал... Я его на экзамене еще заметил. Представьте, дал ему задание — перерисовать кое-что из книги, а он закрыл ее и давай по-своему... фантазировать. Рисовал плохо тогда, но смело, смело...
Заставил меня постоять у другой работы,
— Это чеканка Игоря Кадуа! Он рисунок к ней год делал! Год! Мне уже нравилось, а ему все нет... Обратите внимание, какая тонная стилистика, сколько находок!
Серьезное отношение к искусству делает тесным сообщество учителей и учеников. Но все-таки ученики — это дети, одаренные, увлеченные, — но они дети, подростки от 14 до 16 лет. Знаменитый переходный возраст — пугало родителей и педагогов. В училище он тоже дает о себе знать. Один сделал на уроке тайком нож, другой нетоварищески относится к девочкам. Третий, способный и вроде увлеченный учением, бросил ходить на занятия: уличная компания перетянула...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.