В начале «Аппассионаты» музыка как бы передает настороженное ожидание, в котором постепенно слышится беспокойство, внезапно обрываемое грозовым порывом. Раздаются возгласы тревоги и отчаяния, уносимые вихрем развертывающихся событий. - Создается картина начавшейся бури. За первой частью - бурной, стремительной - вторая часть, в которой как бы рассказывается о красотах жизни, искупающих невзгоды и лишения. Но действительность неумолима. В последнем, финальном эпизоде вспыхивает гневный протест и призыв к продолжению непримиримой борьбы.
Бетховен сумел гениально воплотить в звуках чувства сомнений и надежд, охвативших его. Как известно, эта соната получила высокую оценку В. И. Ленина. «Ничего не знаю лучше «Apassionata», - говорил Владимир Ильич, - готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»
Как же слушать музыку? Понятно, что все стороны этого сложного вопроса невозможно осветить с исчерпывающей полнотой. Да мы и не брали на себя такую задачу. Нам лишь хотелось помочь молодым и недостаточно опытным слушателям найти правильный путь к восприятию музыки.
В дореволюционной России в зажиточных семьях и учебных заведениях для детей дворян преподавалась игра на различных музыкальных инструментах. Музыка предназначалась только для избранных. Другое сейчас. «Социалистическая страна, - говорил Никита Сергеевич Хрущев в докладе XX съезду КПСС, - может и должна поставить дело воспитания детей неизмеримо лучше и совершеннее, так как мы должны формировать не кастовый слой аристократии, глубоко враждебной народу, а строителей нового общества, людей большой души и возвышенных идеалов, беззаветного служения своему народу, который идет в авангарде всего прогрессивного человечества».
Начинать музыкальное воспитание никогда не поздно. Для этого в нашей стране созданы огромные возможности. В каждом городе, в каждом уголке нашей Родины тысячи людей заполняют ежедневно концертные залы, там организуются симфонические и камерные концерты, создаются музыкальные лектории. Год от году их становится все больше. И хочется пожелать молодым читателям не лишать себя красот полезного и важного искусства, настойчиво совершенствовать свое музыкальное чувство, расширять эстетический кругозор.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.