Трудно переоценить значение музыки в нашей жизни. Музыка сопутствует человеку от колыбели до последних его дней. Она способна пробудить большие стремления, порывы, вселить бодрость, поднять настроение. Музыка может успокоить и растрогать. Она оказывает благотворное влияние на душевный мир человека, помогая ему стать более отзывчивым, сердечным, внимательным к окружающим.
Вот, например, какое впечатление производила музыка на Л. Н. Толстого. «Всякий, кому случалось наблюдать Льва Николаевича слушающим музыку, - вспоминает проф. Н. Н. Гусев, - мог убедиться в том, какое сильное действие оказывала на него музыка. В лице его появлялось особенное выражение... взгляд устремлялся вдаль и очень часто он не мог сдержать выступавших на глаза слез».
Лев Николаевич называл музыку «высшим в мире искусством».
А вспомним, какое значение придавал музыке Гоголь. В ней он находил силу, способную захватить человека: «О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!»
Глубоким знатоком и страстным любителем музыки был великий Ленин. Для Владимира Ильича «не было лучшего удовольствия, лучшего способа отдохнуть от кабинетной работы, как послушать музыку... Владимир Ильич, откинувшись на спинку дивана и охватив руками колено, весь уходил при этом внутрь самого себя и, видимо, переживал какие - то глубокие, одному ему ведомые настроения», - вспоминает П. Н. Лепешинский.
Способность воспринимать музыку - врожденное качество каждого человека. Однако понимание музыки дается не сразу. Слушателю не всегда удается постичь то содержание, ту мысль, которую стремится вложить в свое сочинение композитор. И поэтому зачастую у молодых людей, прослушавших впервые какое - нибудь сложное произведение - симфонию, сонату, увертюру, - возникает вопрос, а что же хотел выразить автор. Молодые читатели в своих письмах часто просят совета, как научиться понимать серьезную музыку, как развить в себе музыкальное чувство.
Об этом же говорит и письмо студентов симферопольского сельскохозяйственного техникума:
«... Уже несколько раз, - пишут они, - пытались мы слушать увертюры, симфонии и оперы, найти в них что - то жизненное, но ничего не получалось. Вот передавали по радио «Рассвет на Москве - реке» Мусоргского, и мы свободно вздохнули, когда закончилась музыка...»
Почему студенты не смогли разобраться в одном из прекраснейших произведений? Объясняется это, прежде всего недостатком музыкального чувства у молодых людей. Чувство это не возникает сразу, оно растет постепенно и, развиваясь, переходит в сознательное восприятие музыки. Человеку, начавшему слушание музыки с самых сложных ее форм, безусловно, бывает трудно. Ему необходима предварительная подготовка, которая позволит расширить музыкально - эстетический кругозор. Ведь музыка - своеобразный вид искусства. Она обладает своими особыми средствами для выражения многообразия окружающего нас реального мира. Чтобы ярче, лучше понять то или иное произведение, приходится иногда изучать эпоху, в которую творил композитор, его думы, мысли, настроения, владевшие им в то время. В одном случае это бывает легче сделать, так как сочинение имеет программу и содержание его в какой - то степени объяснено автором в заглавии или эпиграфе. Например, «Камаринская» Глинки, «Кикимора» Лядова, «Рассвет на Москве - реке» Мусоргского. Один из циклов фортепьянной миниатюры Чайковского - «Времена года» - имеет для каждого месяца, кроме подзаголовка, эпиграф. Так, пьеса, посвященная июлю, названа «Песня косаря». Эпиграф к ней взят из стихотворения А. Кольцова: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня!» Этот эпиграф облегчает слушание пьесы, создает необходимое настроение, он как бы помогает слушателю нарисовать зримую картину, которую имел в виду автор.
Видимо, и студентам из Симферополя прежде, чем слушать увертюру к «Хованщине» «Рассвет на Москве - реке», следовало бы познакомиться с историей написания и замыслом оперы.
В начале увертюры, как вы помните, звучит легкая, плавная мелодия, рисующая картину рассвета. Легкая дымка тумана стелется над ровной гладью спокойной реки. Правый берег тесно застроен почерневшими от времени деревянными домами, сараями, каменными церквами с островерхими колокольнями. На противоположном обрывистом берегу высится Кремль, златоглавые соборы, дворцовые постройки. Появляется основная тема «Рассвета» - неторопливая мелодия, напоминающая одну из русских народных песен. В ней как бы слышится просыпающаяся Москва - крики петухов, перезвон церковных колоколов... В оркестре явственно звучит партия скрипок. Напевные, чарующие звуки воплощают собой рассвет. Солнечные лучи разгоняют остатки утреннего тумана.
Образ рассвета не случаен. Он символически подчеркивает начало зари новой жизни, восходящей над древней Русью.
Кроме программных произведений, есть много сочинений, в которых композитор не дает никаких дополнительных объяснений. В заголовках лишь указано название формы - соната, симфония, этюд и т. д. Естественно, что постигнуть музыку таких композиций для неподготовленного человека более трудно, «программа» их или содержание обнаруживаются постепенно.
Часто по радио и в концертах исполняется знаменитая фортепьянная соната Бетховена «Аппассионата». Попытаемся разобраться, что хотел выразить в ней автор. Нам придется вспомнить эпоху, в которую создавалось произведение. Это 1804 год - период тяжелых переживаний композитора. Как известно, Бетховен вначале симпатизировал Наполеону Бонапарту, ошибочно видя в нем народного героя, борющегося за освобождение от монархической тирании. Но вот в 1804 году Наполеон уничтожает остатки революционных свобод, узурпирует власть и провозглашает себя императором. Композитор глубоко разочарован и потрясен. Он убедился, что герои - индивидуалисты не могут быть носителями свободы, ее должен завоевать сам народ. В это же время начинает прогрессировать страшный недуг музыканта - глухота. Но воля и дух Бетховена не сломлены, они зовут его к протесту, к новой борьбе и победе.
Все эти чувства, мысли и переживания нашли отражение в изумительной сонате «Аппассионата». Сам Бетховен, объясняя содержание этого произведения, говорил: «Прочтите «Бурю» Шекспира».
Я видел, как боролся он с волнами,
Верхом на гребне воду рассекая;
Вражду стихни отбивал он смело,
Встречая грудью бурный вал.
Эти строки могут служить ключом к пониманию сонаты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.