Школьные перемены
Два раза в месяц, в первую и третью субботу, тянется в музей цепочка посетителей одного приблизительно возраста, уже не детей, еще не взрослых — старшеклассников. Причем не только москвичей. Из области приезжают. В надежде, что уж специалисты — а среди них преподаватели вузов и ПТУ, работники научно-исследовательских институтов, психологи, социологи, врачи, ветераны труда — помогут развеять сомнения.
Однако рецептов, гарантирующих выбор профессии, в которой человек раскрылся бы полностью, не существует. В чем же тогда суть консультаций?
Тем, кто уже более или менее определился в своем выборе, специалисты расскажут о задачах и проблемах той или иной отрасли хозяйства, о новых профессиях и о тех, у которых при старом названии давно изменилось содержание. Посоветуют и учебное заведение. Ну, а тем, кто еще на перепутье — к психологам.
— В школе математика и физика даются легко, — рассказывает десятиклассница Светлана Колосова, — а попробовала ходить на подготовительные курсы в Московский институт инженеров транспорта — не потянула.
— А какие журналы читаете, книги? — спрашивает ее психолог Юрий Пахомов.
— Программные в основном.
— Журнал Знание — сила» не приходилось листать?
— Нет. Брат выписывает «Науку и жизнь», просматриваю иногда.
— Света, а общественной работой вы занимаетесь?
— Была в редколлегии стенгазеты. Ушла. Работала с октябрятами. Не справляюсь...
— Ну. а шить, готовить вам нравится?
— Готовить люблю, но если что-то не получается, больше не берусь.
— А кем в детстве хотели быть?
— Воспитателем в детском саду. Артисткой мечтала стать, но ведь в театральный не попасть...
— А что вам нравится в профессии артиста?
— Все нравится, да ведь туда не попасть...
— Ну, а если отбросить, что не попасть? Вы попали. Представьте, что вы уже артистка.
— Интересно. Жизнь разнообразная.
— А потребность что-то сказать людям чувствуете?
О чем думают старшеклассники, выбирая профессию? Если не принимать в расчет наставления родителей, руководствуются они желанием или приобретенными навыками к какому-либо труду. Оба эти пути могут вывести на большую дорогу жизни, но и на том, и на другом можно споткнуться. Ибо навыки к труду еще не профессия. А желание часто зиждется на иллюзорных представлениях, внешней привлекательности той или иной специальности — то есть мотивах часто случайных. Обнажить суть профессии, исследовать склонности, способности, возможности молодого человека, дать совет, но ни в коем случае не рецепт — вот задачи психологической службы консультационного пункта. Решать их помогают специальные методики. Одна из них разработана в НИИ трудового обучения и профориентации Академии педагогических наук СССР профессором Е. Климовым. Суть ее вот в чем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.