Все профессии Е. Климов сгруппировал по предмету, целям, средствам и условиям труда, Предметом труда могут быть земля и происходящие в ней процессы, машины, люди, формулы, холсты... Но из всего многообразия объектов приложения сил нужно выбрать область, с которой больше всего хочется иметь дело. При этом подумать о цели труда: что больше по душе — распознавать что-то, различать, оценивать или преобразовывать? А может, изобретать?
При выборе профессии важно знать условия труда: будет он ручной или с использованием механического, автоматизированного оборудования? Каких способностей потребует выбранная профессия и нет ли к ней медицинских противопоказаний. На основе данной методики специалисты по профориентации составили дифференциально-диагностический опросник.
Предположим, вы можете выполнять любую работу. Однако если бы пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли: помогать больным, лечить их или составлять программы вычислительных машин? Настраивать музыкальные инструменты или управлять подъемным краном? Разбирать ссоры, убеждать, разъяснять, наказывать или проверять схемы, чертежи?.. Двадцать вопросов. И двадцать ответов, которые поведают специалисту о ваших пристрастиях, интересах, в то время как для самого человека эти интересы порой за семью замками.
Конечно, ни одна таблица не скажет: вот ваше дело, занимайтесь только им. Рекомендации психологов лишь подсказывают, направляют мысль в нужное русло, заставляют задуматься.
Владимир Донцов учится в седьмом классе. Отец — слесарь-инструментальщик — много рассказывает о своей профессии. И Владимир загорелся. Одно только смущает: сможет ли освоить это дело, ведь он троечник... Сказать: конечно, сможешь, было бы желание — проще всего. Многое зависит от силы желания, воли, упорства, но эти качества еще нужно в себе воспитать.
Что же посоветовали Владимиру? Анализ показал, что его интерес к технике на низком уровне. Зато повышенное влечение к природе. Разговорились на эту тему. Выяснилось, что Володя любит птиц, выращивает дома попугаев. Но искать профессию в этой области и в мыслях не было. Вот и решили: чтобы попробовать себя в технике, он непременно поступит в кружок технического творчества. За год сам поймет, сможет ли работать слесарем-инструментальщиком. Да и руководители кружка скажут свое слово. А чтобы не снижался интерес к природе, посоветовали выписать журнал «Юный натуралист».
Пользуются специалисты и другой методикой, разработанной в Московском государственном педагогическом институте имени В.И.Ленина. С ее помощью определяют тип личности, особенности психики.
Конечно, за те несколько минут, которые отводятся на одного посетителя, личность не изучишь. Чтобы правильно сориентировать школьников в выборе профессии по уму и по сердцу, необходимо знать о подростке все: успехи в школе, увлечения, состояние здоровья. А для этого профориентацию нужно начинать еще с седьмого класса, изучать подростка и в учебе, и во внеурочное время. Проводя эксперимент в базовых школах, центр так и делает. Здесь же, в консультационном пункте, цель несколько сужается: помочь ребятам разобраться в затруднениях, повысить самопознание, активность в выборе профессии.
В последнее время в различных учреждениях разрабатываются, а в некоторых уже используются специальные приборы для определения профессиональной пригодности. Несколько тестов, ответы обрабатываются компьютером, и вот вам предлагают стать летчиком, шофером или телеграфистом. Для некоторых профессий важно, например, знать уровень функциональной подвижности нервной системы или работоспособность коры головного мозга. И, конечно, машина определит это точнее и быстрее врача. Но подростку, вступающему в жизнь, нужен не бездушный приговор машины, а живое человеческое участие.
Да и вопросы, волнующие ребят, весьма разнообразны. Одного интересуют условия обучения на заочном отделении. Другого — заработная плата. Третьего — дадут ли квартиру? Можно ли будет повысить профессиональный разряд? От всего этого тоже зависит, как сложится жизнь, счастливо ли.
Счастье... Наш далекий предок был счастлив, когда добыл огонь. Двадцатый век рукоплескал от счастья, встречая первого космонавта. Нет счастливее матери, увидевшей улыбку младенца. Что же такое счастье? Природа поступила мудро: человечеству не дано постичь этого, ибо нет счастья единого для всех. Но у каждого живущего есть свое, вернее, неизбывное стремление к нему.
Конечно, счастье не только любимая работа, но и крепкий дом, настоящие друзья, возможность путешествовать... И все же большую часть времени человек проводит на работе. Труд формирует его как личность. Кого чаще всего называют неудачником? Не нашедшего своего места в жизни, то есть в работе.
Что же делать, когда работа или учеба превращается в малоприятную обязанность? Ответ дает сама жизнь. Далеко не все выпускники вузов трудятся не по специальности. Некоторые бросают институт, дойдя до 4–5-го курсов. Конечно, иногда причина этого — безответственность. Но чаще поиск себя. А во сколько обходится государству этот поиск?..
Образование, в том числе высшее, у нас бесплатное. Но вот факт: к началу 80-х годов высшее образование получили около 15 миллионов человек. Государству оно обошлось в 560 миллиардов рублей. А кто подсчитает материальный и моральный ущерб от работы дипломированных, но неквалифицированных специалистов? Потому-то еще одна цель службы профориентации — формирование контингента студентов. Примечательно, что инициатором создания консультационного пункта в Политехническом музее стал Совет ректоров московских вузов.
Неужели и студенты нынче в «дефиците»? Смотря где. В такие вузы, как медицинский, юридический, и сегодня желающих поступить гораздо больше, чем возможностей принять. Много заявлений в институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. А вот в иные технические вузы молодежь в последние годы идет неохотно. Становится очевидным: стихийному потоку абитуриентов необходимо придать плановый, научно обоснованный характер.
— Конечно, консультационный пункт Политехнического музея, — говорит его руководитель, ученый секретарь комиссии Совета ректоров вузов Москвы по профориентации молодежи Вагиф Намазов, — не решит проблему полностью. Он лишь звено службы профориентации, которая должна охватить всю страну. Системы «ПТУ — завод», «школа — завод» существуют во многих городах. Но этого недостаточно. Необходимо содружество школы, профтехучилища, техникума, вуза, предприятия. Только тогда повысится уровень преподавания в училище, вуз получит хороших студентов, а завод соответственно квалифицированных специалистов, наука и производство зашагают в ногу.
Кстати, есть пример подобного сотрудничества. На базе Лианозовского электромеханического завода уже несколько лет действует производственно-учебно-научный комплекс. В него, помимо предприятия, входят радиотехнический техникум, среднее ПТУ №142 и Московский авиационный технологический институт. В результате и завод, и ПТУ, и техникум, и вуз комплектуются молодежью, сознательно' избравшей свою дорогу в жизни.
Массовая работа в области профориентации только начинается. Консультационный пункт в Политехническом музее посещают до 600 человек в день. Но жизнь показывает, что одного такого пункта явно недостаточно. Они должны быть в каждом районе. И, разумеется, не в одной Москве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Народный университет искусств - от мала до велика
Так это было на войне
На политическую трибуну XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов