К истории нового города

В Шиловский| опубликовано в номере №421-422, декабрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

В древности отсчёт годов у различных народов начинался в разное время.

Греки считали началом года летнее солнцестояние, афиняне - первое новолуние после зимнего солнцестояния, спартанцы начинали год почти с осеннего равноденствия.

У персов Новруз - Новый год - был праздником вина и роз. Это был день весеннего равноденствия.

Во Франции до 1556 года считали год с пасхи. В Англии до 1752 года наступление Нового года праздновалось 26 марта.

Счёт года с 1 января вели римляне.

У римлян первого января приносили подарки, обыкновенно фрукты. Близко к Новому году у них подходил праздник Сатурналий. Сатурн считался богом, во время царствования которого в небе, на земле был Золотой Век. Празднование Сатурналия происходило в Риме, начиналось 17 декабря и тянулось 7 дней. Люди пировали, играли, делали друг другу подарки.

С середины XIV века и другие. государства постепенно стали начинать Новый год с первого января. Однако и сейчас ещё есть ряд стран, которые ведут счёт года с других дат. Так например в Китае Новый год приходится на один из дней между 20 января и 18 февраля. В Абиссинии первым днём Нового года считается 1 августа, а в Сирии - 1 сентября.

В древней Руси было ежегодно два дня Нового - года - гражданский Новый год начинался 1 сентября, церковный, по библейской традиции, - 1 марта. В XIV веке положено было считать и церковный и гражданский год в России с 1 сентября.

Так продолжалось до Петра Первого.

Первый Новый год нашей даты - 1 января - был отпразднован в 1700 году.

В декабре 1699 года Пётр Первый специальным указом повелел «во всяких приказных и мирских делах лета писать и чинить годы Генваря с 1 числа». Таким образом, 1699 год продолжался только 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Это был, пожалуй, самый короткий год в истории.

Потом последовал новый указ: «Описание Нового года от Рождества Христова 1 - го января 1700 года и в знак того доброго начинания в Москве по всем улицам и домам учинить все украшения от древ и ветвей я о поздравлении друг друга с оным Новым годом и о стрельбе из пушек и ружей».

Пётр ссылался в своём указе о праздновании Нового года на обычаи других славянских народов, на сербов, далмагов, болгар.

Улицы Москвы были убраны ёлками и можжевельником. В некоторых местах установили триумфальные ворота и прозрачные картины, сзади освещенные. В полуночный час началась везде служба колокольным звоном. Из разных частей города войско шло строем в Кремль с распущенными знамёнами, барабанным боем и воинской музыкой. Был парад на Ивановской площади. Потом был опять колокольный звон, и пушечная пальба, и троекратный беглый ружейный огонь.

Пётр Первый хотел сделать народ не только свидетелем, но и участником празднования. Он говорил: «Января с 1 - го числа по 7 - е по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов також огонь класть; или кто по - хочет на столбках по одной или по две или по три смолёные худые бочки, наполня соломой или хворостом зажигать: а перед бургмистровской ратушей стрельба и таким огненным украшением по их рассмотрению быть же».

Один прусский министр спросил Петра почему тот, будучи человеком бережливым, тратится на фейерверки. Пётр ответил, что фейерверки не так дороги, но зато их видит весь народ, и пускай русский народ приучается к военному племени.

Истинная причина состояла в том, что Пётр Первый любил выносить праздник на улицу, делать его очевидным, привлекать к нему всех. Пётр дорожил народной поддержкой, во всяком случае, о ней думал. Дело его совершалось не только в приказах и коллегиях, но и на улицах и, конечно, оно совершалось удачно потому, что во многих своих чертах удовлетворяло желаниям передовой части народа.

Первое января 1700 года был праздник многих огней, горящих в старой Москве, не боящейся новизны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены