Академик Евгений Алексеевич Чудаков - крупный советский учёный. Он руководит Институтом машиноведения Академии наук СССР, в котором разрабатываются проблемы создания новых, наиболее совершенных конструкций машин. Одновременно, являясь заместителем председателя Совета по изучению производительных сил страны академика В. Комарова, он помогает ему в руководстве большими, комплексными научными экспедициями, изыскивающими в разных концах Советского Союза новые ресурсы металла, угля, нефти.
Особенно много и плодотворно работает Е. А. Чудаков в области отечественного автомобилестроения. Развитию автомобилизма в СССР посвящено большое число научных трудов академика. По составленному им учебному курсу и учебникам готовятся в вузах будущие специалисты автомобильного производства и транспорта.
- Среди народнохозяйственных проблем, в решении которых я вместе со своими коллегами принимаю участие, - говорит академик Е. А. Чудаков, - больше всего привлекают моё внимание вопросы совершенствования конструкций советских автомобилей в эксплуатации автотранспорта.
Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изобретённый около 60 лет назад, прошёл за это время длинный путь усовершенствования. Примитивная открытая коляска, напоминающая экипаж извозчика, снабжённая мотором, передвигающаяся со скоростью 20 - 30 километров в час и не отличающаяся прочностью, превратилась в надёжный, удобный и, я бы сказал, незаменимый вид транспорта. От своего предка нынешняя автомашина сохранила лишь основной принцип устройства - двигатель внутреннего сгорания, разумеется, тоже несравненно более совершенный. Этот принцип будет служить человечеству до тех пор, пока оно не обогатится новым изобретением, использующим другие виды энергии.
Автомобиль нашёл самое широкое применение в различных областях нашей жизни. В США, например, где автомобилизация страны достигла наиболее высокого уровня, на каждые четыре жителя приходится одна автомашина. Автомобилизация Советского Союза до войны, как известно, шла бурными темпами. Первый советский автомобиль был выпущен ровно двадцать лет назад. Но лишь в 1931 году было начато массовое производство автомашин. Уже через шесть лет после этого СССР далеко опередил по выпуску грузовых автомашин все европейские страны и занял по общему выпуску автомобилей третье место в Европе и пятое в мире. А в 1939 году наша страна выдвинулась по выпуску автомобилей на второе место в мире.
Исключительно широкие перспективы автомобилизации нашей страны, несомненно, откроются в послевоенный период. За годы Отечественной войны советская автомобильная промышленность, переключившаяся в основном на обслуживание нужд армии, ещё более окрепла и выросла, пополнилась новыми крупными предприятиями - уже законченными и строящимися. Можно ожидать, что в ближайшие пять - шесть лет автомобильный парк Советского Союза сильно увеличится.
Сейчас конструкторов волнуют проблемы дальнейшего усовершенствования выпускаемых машин и создания новых типов советских автомобилей. При решения этих проблем они исходят из особенностей и требований народного хозяйства страны. Конструкторы стремятся к тому, чтобы советский автомобиль был высококачественным, надёжным в эксплуатации, экономичным, простым в управлении. Уже теперь разрабатывается большое число новых моделей автомашин, массовое производство которых наша промышленность сможет поставить в течение ближайших 3 - 6 лет.
Разрабатывается несколько типов новых комфортабельных легковых машин различной вместимости, намечен план модернизации малолитражного автомобиля, предназначенного также и для индивидуального пользования.
Увеличивается грузоподъёмность грузовых автомашин. По магистралям страны отправятся в дальние рейсы автомашины с прицепами, целые автопоезда, специально приспособленные для транспортировки грузов на большие расстояния. Намечается выпуск автомобилей с двумя ведущими осями, трёхосных машин с двумя и тремя ведущими осями, автомобилей, снабжённых гусеницами, - для работы в условиях бездорожья.
Само самой разумеется, что в стране с высокоразвитой автомобильной промышленностью должно быть много людей, которые умели бы управлять автомобилем и хорошо знали бы мотор. Мне кажется, что наша молодёжь должна заняться этим незамедлительно. Знание автомобиля, уменье управлять им должны войти в тот технический минимум, которым необходимо владеть каждому молодому человеку.
Я думаю, что уже сейчас в городах и сёлах следует приступить к созданию кружков по изучению автомобиля, мотоцикла, мотора и там, где это возможно, возобновить деятельность клубов юных мотористов. На полях войны имеются десятки тысяч машин, которые из - за повреждений непригодны для пользования, а восстановление их заводским путём нерентабельно, ибо обошлось бы слишком дорого. Эта трофейная техника обычно свозится на склады и затем используется как металлолом. Ею с успехом может воспользоваться молодёжь, изучающая автомобиль. Многие инвалиды Отечественной войны, овладевшие моторной техникой в рядах Красной Армии, охотно придут на помощь молодёжи в организации таких кружков и возьмут на себя руководство ими.
Перед войной в Советском Союзе был выпущен (пока единственный в мире) автомобильный звуковой кинокурс. Состоящий примерно из полутора десятка полнометражных фильмов, он является ценным наглядным пособием. Сокращённый вариант этого кинокурса необходимо выпустить на экраны кинопередвижек - он принесёт огромную пользу людям, желающим стать автомобилистами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.