Без ощущения всего этого, на одних только голосовых фиоритурах и приемах внешней техники нельзя сыграть такой эпизод.
Еще один пример. Репетируем мы спектакль «Мещанин во дворянстве». Казалось бы, все здесь известно, и чем смешнее сыграть, тем оно и лучше будет.
На самом деле все, к счастью, обстоит совсем не так. Потому что в искусстве не может быть абсолютного знания. И всякий раз приходится начинать с самого начала...
Я должен дать студентам максимально конкретное представление о времени Мольера, должен объяснить им, в каких исторических условиях было создано это произведение, что именно в жизни общества
пробудило фантазию автора, послужило творческим импульсом. Главное здесь – воссоздать в нашем воображении тот момент живого соприкосновения с реальностью, который побудил драматурга написать именно эти слова...
К слову сказать, позже возник целый цикл, разумеется, незапланированных бесед о том, как игралась эта комедия в разные времена, о том, каковы особенности французского театра вообще и, например, современной группы Луи Барро в частности.
Все это относится к предварительной части работы. А затем я стараюсь помочь моим студентам отыскать
в чудесной копилке собственного жизненного опыта образы реальных людей – ближайших «родственников» мольеровских персонажей. Далее предстоит соединить все это с тем, что мы узнали раньше. Чтобы молодой человек, исполнитель той или иной роли, не со стороны оценивал своего героя, а изнутри, отыскивая логические и эмоциональные «ходы» не для кого-то другого, а для себя самого, очутившегося в этих определенных драматургом обстоятельствах.
Актер, играющий сегодня «Мещанина во дворянстве», должен очень точно определить цели, ради достижения которых человек из кожи лезет вон, чтобы усесться в чужие сани... И он не может просто повторить то, что было сделано до него. Потому что цели эти видоизменяются с течением времени. Но стремление перескочить в другой круг остается неизменным. Это глупо и смешно, забавно и трагично... И вот именно эти внутренние мотивы актер должен донести до сердца и до сознания зрителя.
Если вы играете человека, который жаждет открыть способ производства золота, в вас самих должно жить страстное желание что-то открыть... Что именно – не имеет для меня, режиссера, значения. Важно желание, чувство, которое и предопределит всю цепочку ваших поступков. Тогда и возникнут истина страстей и правдоподобие чувств, определяющие подлинность и ценность того или иного произведения искусства.
И здесь я должен сказать о самой трудной, самой важной и, вероятно, менее всего объяснимой части актерского учения. Потому что здесь начинается разговор о личности человека-артиста...
Мне кажется, сейчас наступило время, когда в искусстве особое значение приобретает личность творца – будь то в театре, в кино, в живописи или в музыке. Я имею в виду именно личность, а не индивидуальность, под которой нередко понимают манеру, стиль, то есть сумму каких-то сугубо профессиональных качеств. Я говорю о личности, значительность которой обусловлена богатством ее нравственных, духовных связей с обществом...
Мне хочется назвать, в связи с этим имена таких молодых и близких зрителю деятелей нашего искусства, как Инна Чурикова, Валентина Теличкина, Николай Бурляев, удостоенных в прошлом году звания лауреатов премии Ленинского комсомола.
Пользуясь случаем, замечу: прекрасно, что существует премия, поощряющая непосредственно молодых. Ведь нередко именно талантом молодых создаются произведения, которые становятся достоянием всего нашего искусства...
Так вот, все три лауреата премии Ленинского комсомола – это яркие, глубокие личности, аккумулирующие в себе самые насущные, самые значительные тенденции духовной жизни общества и в то же время оказывающие большое влияние на развитие наших представлений о высших нравственных ценностях.
Когда я вижу на экране или в театре Чурикову, я ощущаю ее удивительную восприимчивость к человеческому горю, ее внутреннюю прекрасную сущность терпеливой и деятельной женщины, умеющей одним своим прикосновением одухотворить окружающий мир.
Очень изобретательна и точна в каждой роли Валентина Теличкина. В ней ощутимо чуть ироничное отношение к своим героиням, юмор, умение вскрыть в характере главное противоречие, которое и определяет его развитие...
Мне труднее говорить о Николае Бурляеве, потому что в моем фильме «Игрок» он играл главную роль и вроде бы, до некоторой степени, это «мой» человек. Хотя так могут сказать и другие режиссеры, которые работали с этим артистом...
Несмотря на то, что Бурляев еще очень молод, у него богатейшая актерская биография, в которой очень много настоящих удач. Всякий миг его сценического или экранного бытия всегда тщательно, до деталей продуман и реализован с полной затратой душевных сил.
Словом, по моему глубокому убеждению, невозможно рассматривать чисто профессиональные достоинства актера в отрыве от свойств его личности. И, следовательно, процесс формирования актера – это часть общего процесса формирования личности молодого человека...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.