Вероятно, можно научиться собирать те или иные машины, не очень представляя себе, как живут люди. Но изображать людей, людские страсти, горести, потрясения невозможно, если ты не знаешь, не понимаешь людей, если не способен проникнуть в суть их переживаний...
Сегодня завидно много внимания уделяется молодежи. Я думаю, что нынешние молодые находятся в значительно более выгодных условиях, нежели мы в свое время. Но вместе с тем, как мне кажется, и ныне
артист должен сам пробивать себе дорогу. Разумеется, не в смысле обивания пирогов того или иного театра. Пробить свою дорогу – значит обрести свой голос в общем море театральной жизни.
Я работаю в искусстве двадцать пять лет. И за это время поле деятельности драматического актера невероятно расширилось и усложнилось. Сегодня вряд ли кто-нибудь станет разделять актеров на театральных и кинематографических. А ведь совсем недавно такое разделение существовало. За эти годы возникло и совершенно новое понятие – телевизионный театр. Я не берусь определять, что это такое – телевизионный актер, телевизионная манера драматической игры. Но и без такого рода определений миллионы телезрителей великолепно знают, кто из актеров лучше «вписывается» в телеэкран, а кто хуже, кто из них чувствует его неуловимую специфику, а кто нет.
У нас нет учебных заведений, которые специально готовили бы актеров для телевидения. Думаю, такие
вузы и не нужны. Потому что современный актер должен уметь совершенно безболезненно переходить из съемочного павильона на сцену, а со сцены – в телестудию. Он должен быстро преодолевать технические трудности и всегда и везде, на любой сценической площадке, в любой драматургической форме по-настоящему жить в этих самых «предлагаемых обстоятельствах».
Поэтому сегодня и те, кто учится, и те, кто учит, находятся в принципе в одинаковом положении, в положении учеников. Ведь то, что сейчас требуется актеру, – это или совершенно новое, то, чего мы десять – пятнадцать лет назад не знали, или значительно видоизмененное старое. Следовательно, тех знаний, которые мы получили когда-то, уже недостаточно. Реальный ход жизни требует от нас постоянного проникновения в ее новое содержание. А новое содержание побуждает, ни в коем случае не отказываясь от завоеваний прошлого, отыскивать для этого нового единственную и неповторимую форму выражения.
Может быть, именно потому я и сам больше всего боюсь утратить это чувство «вечного ученичества», ощущение изменяемости мира. Потому что без этого невозможно двигаться дальше в нашей, не дающей ни секунды покоя профессии драматического актера.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказы
Из выступления на встрече секретариата правления Союза писателей СССР с представителями литературных объединений – горловской «Кочегарки» имени П. Г. Беспощадного и «Вальцовки» московского завода «Серп и молот»