Заявив местному полицейскому начальству о своей остановке, Ленин 6 марта подал иркутскому генерал - губернатору, который в то время оказался в Красноярске, прошение. Ссылаясь на слабость здоровья, Владимир Ильич ходатайствовал о назначении ему местожительства «в пределах Енисейской губернии и, если возможно, в Красноярском или Минусинском округе».
Переписка полицейских ведомств, вызванная прибытием Ленина, составила впоследствии добрый том. Отношения, рапорты, телеграммы, донесения сыпались так обильно, что в них, в конце концов, запуталась сама полиция. Однажды, потеряв по бумагам след Ленина, полицейские начали разыскивать его в Иркутске, хотя Владимир Ильич никуда из Красноярска не отлучался.
Пока крутилась полицейская машина, «согласовывая», «увязывая», «выясняя» вопрос о назначении места жительства Ленину, он знакомился с городом, налаживал связи, выяснял обстановку, возможности продолжать работу над книгой, начатой еще в петербургской тюрьме.
Из достопримечательностей города внимание Ленина привлек дом, где родился и вырос великий русский художник В. И. Суриков, и... фотография Г. Кеппеля. Эта, на первый взгляд, несколько странная «достопримечательность» имела свою историю и особое значение. Еще в 1879 году владелец одной из трех красноярских фотографий заключил с енисейским губернатором контракт, по которому получил монопольное право фотографировать политических и уголовных преступников за определенную плату по требованию тюремного ведомства. Политические ссыльные посоветовали фотографу завести альбом и коллекционировать снимки. Через несколько лет фотография Кеппеля превратилась в своего рода «справочное бюро»: каждый политический ссыльный стремился зайти сюда, чтобы посмотреть альбом и узнать, кто и когда проследовал через Красноярск, а если обстоятельства позволяли, то снимался и сам, пополняя коллекцию Кеппеля. О фотографии знали по всему этапу. Ленину о ней рассказал Крутовский.
Владимир Ильич просмотрел альбом, в котором к тому времени накопилось около трех тысяч снимков. Со страниц альбома смотрело мужественное лицо рабочего - революционера ткача Петра Алексеева, пытливые глаза организатора знаменитой морозовской стачки Петра Моисеенко, мечтательный взгляд писателя В. Г. Короленко и лица многих других, проследовавших через Красноярск.
По вечерам в доме Поповой часто собиралась революционно настроенная молодежь Красноярска. Наблюдая за ней, присматриваясь, изучая настроения, Владимир Ильич иногда принимал участие в беседах. О встрече с Ильичем на одном из этих вечеров рассказал в своих воспоминаниях В. И. Анучян, примыкавший к народнической группе:
«... Народ еще не собрался, и Владимир Ильич сидел за чайным столом в кругу пяти - шести молодых людей.
Когда меня представили Владимиру Ильичу, он прищуренно улыбнулся и сказал:
- Ну, вас нечего спрашивать: како веруеши? У вас на лбу написано, что вы народник.
- Не совсем так, - отвечал я.
- А - а? Стихи пишете? Поэт?
- Тоже нет.
- А отвечаете вот в рифму?
- Случайность, ваше преосвященство, - ответил я фразой из анекдота.
- Так и запишем, - рассмеялся Владимир Ильич, - случайный поэт. А всерьез кто вы будете?
- Пока... просто революционер.
- Вот так диковинка: просто революционер. Не народник и не социал - дамократ?
- Да.
- Любопытно... Революционер без программы? Во имя чего же вы хотите его величество огорчить?.. Это у Салтыкова, помните: мальчики в штанах и мальчики без штанов. Значит, вы мальчик без штанов?
Раздался дружный хохот...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.