Однако Судьба вмешалась вновь на этот раз в лице доктора Пераля. Доктор застал Франсиско в мастерской за работой и написал ему на чистом листке: «Я долго думал, сообщать вам или нет, но решил все же сказать: донья Каэтана беременна, и хочет освободиться от ребенка. А это в ее возрасте очень опасно»
– Я не буду ни во что вмешиваться и не буду влиять на нее. Пусть сама сделает, как захочет, – громко произнес Гойя. – Я не могу говорить с ней об этом.
А через несколько дней доктор Пераль прислал за Гойей. Приехав во дворец и взглянув на Пераля, Франсиско сразу понял – все-таки это случилось, и надежды больше нет. Он зашел в комнату, где лежала Каэтана. Она казалась почти прозрачной ввалившиеся глаза были закрыты. Она так и не открыла их, а Гойя, стоявший перед ней, вспоминал ее слова, сказанные как-то в порыве страсти: «Я любила одного тебя, только тебя, дерзкий художник, мой старый, некрасивый мой единственный!»
Он смотрел на нее, а перед глазами проносились сцены их бурной страсти, сцены ссор и примирений, горячих душных ночей, когда они любили друг друга и были так счастливы. Чувство страшного одиночества охватило его – сейчас ему было даже тяжелее, чем после смерти Хосефы. Потерять ее невозможно – ведь он не сможет без нее жить! Кто-то тронул Франсиско за рукав. Он очнулся и, повернув голову увидел дуэнью Каэтаны, протягивавшую ему записку: «Сейчас сюда придут. Вам надо уходить».
Все кончилось очень быстро, и в последний путь герцогиню Альбу провожал весь Мадрид – ведь она была всеобщей любимицей. А Франсиско оплакивал Каэтану у себя в мастерской. В душе его царила пустота – казалось, все счеты с жизнью покончены вместе с потерей единственной женщины, которую он любил больше всего на свете...
Гойя пережил всех своих близких – жену, детей, друзей, любимую, даже свое искусство. Впереди был только полный мрак и глухота так и не оставившая его. Но мятежный дух Франсиско не смирился, он продолжал жить, трепетать, бороться с демонами, кружившими вокруг, с целыми полчищами призраков, пугающих и фантастически уродливых.
«Сон разума рождает чудовищ», – гласит подпись под одним из его офортов. Изображая этих чудовищ, с головами псов и жабьим взглядом Гойя пытался не только усмирить свое мятежное сердце, но и разгадать сложную человеческую душу в которой удивительно уживаются любовь и ненависть, добро и подлость.
Жизнь продолжалась, события быстро сменяли друг друга, на испанский престол взошел новый король Фердинанд VII. Недовольный его новой политикой, Гойя решил добровольно покинуть Испанию и перебраться во Францию. Там, в Бордо он и скончался в возрасте 82 лет.
Сегодня два полотна Гойи «Маха одетая» и «Маха обнаженная» хранятся в мадридском музее Прадо. Вокруг изображенной на них женщины спорят многие искусствоведы и знатоки творчества Гойи. Они считают, что между Гойей и герцогиней Альбой не было никаких отношений, и на картинах изображена вовсе не донья Каэтана. А один из биографов живописца считает, что эти картины были заказаны сластолюбивым королевским фаворитом Годоем и, вероятно, написаны с одной из его любовниц. Мы не вступаем в искусствоведческую полемику. Рассказанная история любви, пусть даже это версия или легенда, сама по себе настолько прекрасна, что еще многие годы будет волновать сердца людей, и особенно – почитателей таланта великого испанского художника Франсиско Гойи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
29 мая 1787 года родился Константин Батюшков
22 октября 1844 года родилась Сара Бернар
28 мая 1877 года родился Максимилиан Волошин