– Здесь написано, что копия сделана для Соболевского по случаю его отъезда. Значит, он брал ее с собой? А когда он сделал эту надпись?
– Ну, тут уж я вам ничего сказать не могу.
Диалог наш закончен. Начался мой монолог на тему «Музейным вещам место в музее»...
...Прижизненная копия, сделанная в Москве москвичкой А. П. Елагиной для москвича Соболевского... Московский музей... Молодой музей...
Уговорила! Выпросила! Помогли славные молодые географы Саша и Миша – праправнуки Авдотьи Петровны Елагиной. Портрет тут же был завернут, перевязан веревочкой, и я его унесла.
Вот, собственно, и вся история находки. Вы, конечно, разочарованы. А мне это происшествие очень понравилось. Как замечательно все получилось! Портрет поэта свалился не на кого другого, а на сотрудника музея Пушкина. Разве это не замечательно?
Отдали мы портрет в золотые руки художника-реставратора А. Д. Корина. Он его помыл, почистил, закрепил осыпи красочного слоя, наклеил на новый холст – сдублировал. Висит он в одном из залов музея в старинной раме – такой, каким он был в 1828 году, когда его сделали, чтобы Соболевский мог, расставаясь надолго с тропининским подлинником, увезти с собой образ Пушкина.
Теперь я знаю об этой маленькой копии, путешествовавшей с Соболевским, гораздо больше, чем узнала тогда, когда подняла ее с пола. Знаю, когда была сделана надпись, – в 1870 году, незадолго до смерти Соболевского. Для этого надо было сравнить его почерк с письмами разных лет. Знаю, что Соболевский завещал вернуть этот портрет А. П. Елагиной после своей смерти. Это слышал от него издатель «Русского архива» П. И. Бартенев, только он не знал, о какой копии идет речь. Знаю я и то, что Соболевский, тяжело переживавший пропажу тропининского подлинника, очень дорожил этой копией. Все это вычитывалоcь из воспоминаний современников. Кое-что в этих воспоминаниях было раньше непонятно, а теперь, когда обнаружилась копия А. П. Елагиной, прояснилось.
Висит у нас портрет над круглым инкрустированным столиком XVIII века. Это столик из дома Ушаковых на Средней Пресне (теперь улица Заморенова, 16). У них Пушкин провел немало счастливых часов и, может быть, сидя за этим столиком, рисовал себя в альбоме Елизаветы Ушаковой то в лавровом венке, то на коне в бурке с пикой наперевес, то в монашеском клобуке. Такова история пушкинского портрета.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.