Ищу Атлантиду

Н Андреева, М Баринов| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

И вот с тех самых пор уже почти две с половиной тысячи лет ученые мира разделились на две части. Одни (и их пока большинство) считали и считают, что Атлантида Платона - это миф, фантазия философа, выдуманная им для художественного иллюстрирования своих философских и политических взглядов. Но есть другие - те, кто верит, те, кто хочет верить, те, кому дорога мечта о необычайном. Их немало и становится все больше. Только ли романтика, только ли мечта о необычайном поддерживает сторонников существования Атлантиды? В своем реферате я попытался рассмотреть этот вопрос в различных аспектах. Приглашаю вас последовать за мной в этом анализе...

Арика огляделась по сторонам. По-видимому, Ветров не преувеличил числа противников Атлантиды. В зале слушали внимательно, с интересом, однако - судя по выражению лиц - никто не придавал серьезного значения словам докладчика, ожидая от него более веских, аргументированных доказательств.

- Пятьдесят лет назад поэт и ученый Валерий Яковлевич Брюсов, - невозмутимо продолжал Ветров, - в своем обширном и основательном труде «Учители учителей» писал: «Та общность начал, которая лежит в основе разнообразнейших и удаленнейших друг от друга культур «ранней древности»: эгейской, египетской, вавилонской, этрусской, яфетидской, древнеиндусской, майской и, может быть, также тихоокеанской культуры и культуры южноамериканских народов, не может быть вполне объяснена заимствованием одних народов у других, взаимным их влиянием и подражанием. Должно искать в основе всех древнейших культур человечества некоторое единое влияние, которое может правдоподобно объяснить замечательные аналогии между ними. Должно искать за пределами «ранней древности» некоторый «икс», еще неведомый науке культурный мир, который первый дал толчок к развитию всех известных нам цивилизаций. Египтяне, вавилоняне, эгейцы, эллины, римляне были нашими учителями, учителями нашей современной цивилизации. Кто же был их учителями? Кого же можем мы назвать ответственным именем «учители учителей»? Традиция отвечает на этот вопрос - Атлантида!»

Но что же имеет в виду Брюсов, говоря про общность начал культур? - Ветров на секунду задумался. - Речь пойдет о приморских народах нашей планеты. Н первый круг, который мы с вами сделаем по берегам морей и океанов, я назову кругом пирамид, гробниц, городов.

Давно уже ученые обратили внимание на удивительное сходство между древнейшими ступенчатыми пирамидами Египта и ступенчатыми пирамидами Америки. Ступенчатая архитектура высотных сооружений известна также и в Месопотамии. Знаменитые ступенчатые башни-зиккураты воздвигались в честь богов Луны и Солнца. Поразительно, что пирамиды-зиккураты в Мексике также посвящены Солнцу и Луне. Ступенчатые пирамиды везде, во всех этих странах имели почти одинаковое «оформление» - они были либо выкрашены в разные цвета, либо обложены медью. А на террасах, образованных гигантскими ступенями, возвышались статуи богов. Венчала пирамиду обычно статуя главного бога.

Не так давно была обнаружена пирамида-зикку-рат неподалеку от Индии, которую народ саки воздвиг своей царице-воительнице Зарине, и на заостренной вершине этой пирамиды стояла громадная золотая статуя. По свидетельству Плиния, этруски, предки римлян, также хоронили своих царей в пирамидах, а на Канарских островах, где испанцами были обнаружены гуанчи - таинственный народ с белой кожей, оказались древнейшие гробницы в виде небольших пирамид точно такой же архитектуры, что и их гигантские собратья на обоих материках. И всюду: в Америке, в Азии, в Африке, где ученые находили пирамиды, всюду в те бесконечно далекие времена царил культ Солнца и Луны, всюду существовали почти одинаково построенные организации жрецов, ученых и магов, занимающихся астрономией, математикой и магией. И там же, в этих странах пирамид, храмов и гигантских каменных сооружений, существовал одинаковый обычай и почти одинаковые приемы бальзамирования знатных покойников. Но самое удивительное, что и в Египте и в Америке был разработан совершенно одинаковый календарь. И у египтян и у майя год состоял из двенадцати месяцев и дополнительных дней. Египтяне начинали свое летосчисление от 3200 или 3300 года до нашей эры, а майя (поразительное совпадение!) считали свой календарь от 3100 - 3300 года до нашей эры!

А теперь вспомним описание Платоном столицы Атлантиды: кольцевые каналы, кольца суши, застроенные жилищами, храмами, дворцами, главный храм в центре на острове, построенный между двумя пирамидами Солнца и Луны. И вот когда испанские конкистадоры с Кортесом во главе вступили в царство ацтеков и увидели столицу - Теночтитлан, то перед ними открылся город, пронизанный каналами, город с пирамидами на центральном острове и храмом Солнца. Город этот так походил на описание Платона, что много лет европейцы считали страну ацтеков таинственной Атлантидой.

А вспомните знаменитое кольцеобразное сооружение на острове Крите - Лабиринт, назначение которого до сих пор до конца не выяснено. А дольмены? Эти кольцеобразные сооружения, которые находят почти на всех побережьях Атлантического океана и которые построены одним народом или под влиянием одного народа.

Совсем недавно в печати промелькнули сообщения об острове неподалеку от Греции, ныне в значительной части своей опустившемся на дно моря. На дне внутренней лагуны этого острова обнаружены следы древнейшего кольцеобразного города. В Греции находятся ученые, прямо утверждающие, что это и есть остатки столицы Атлантиды, а сама Атлантида лежит на дне Средиземного моря. Мы не станем вступать с греческими коллегами в дискуссию. Отметим только удивительное сходство города на острове в Средиземном море с платоновским описанием.

Напрашивается вывод. В древнейшие времена в Америке, Европе, Африке, на океанических островах были одинаковые принципы градостроительства, одинаковые основы религиозной архитектуры.

А теперь вспомним степень знаний во время Платона. Спросим себя: мог ли Платон с его уровнем знаний истории, географии, археологии сделать тот анализ, который мы провели только что? Ответ однозначен: нет, не мог бы. Греки эпохи Платона не знали об Америке. Не видели Теночтитлана. Остров в Средиземном море, на котором был кольцеобразный город, погиб за полторы тысячи лет до нашей эры и за тысячу двести лет до Платона. Платон ничего не знал об уступчатых пирамидах Мексики, ему не были известны и Канарские острова. Даже близкий ему по расстоянию Кносский дворец и Лабиринт на Крите не были еще раскопаны. Следовательно... Следовательно, опять же прав Брюсов: «... Если допустить вымытленность описания Платона, то надо признать за ним сверхчеловеческий гений, предугадавший За тысячелетия многие современные открытия. Такая прозорливость кажется совершенно невероятной, и поэтому более правдоподобно другое объяснение, что в распоряжении Платона были материалы, шедшие из глубокой древности».

Второй круг, который мы с вами сделаем по берегам морей и океанов, я назову кругом памяти народов.

Нет, пожалуй, ни одного древнего народа на земле, у которого не существовало бы предания о потопе.

В общих чертах событие это описывается повсюду так. Однажды заколебалась земля и извергла из недр огненную лаву, которая уничтожала все вокруг. Пепел сыпался с неба сплошным потоком. Одновременно вода в виде дождя и гигантских волн залила землю. Рушились дома, гибли люди, горели леса. Ужас этого гигантского катаклизма настолько потряс воображение людей, что тысячелетия сохранили эти предания и донесли до наших дней. Вот как описывает Платон гибель Атлантиды: «... Впоследствии же, когда происходили страшные землетрясения и потопы, в один день и одну бедственную ночь вся ваша сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море». А вот описание потопа в «Истории солнц» - древней рукописи ацтеков: «В эту минуту небо сошлось с землей, в течение одного дня погибло все, и день этот истребил все, что было от нашей плоти, даже гора погрузилась в воду, и вода оставалась неподвижной в течение пятидесяти двух весен...»

Племена Бразилии, Перу, Канады - все они имеют совершенно аналогичные предания о гигантской катастрофе.

И на африканском континенте у многих племен есть легенды о потопах. Так, бушмены рассказывают о том, что в давние времена к Западной Африке примыкала огромная земля, погибшая затем в море. Есть легенда о катастрофе, связанной с потопом и извержениями, и у древнейшего народа Европы - у басков. Об этом же говорят легенды Месопотамии.

Изучение преданий о потопе, точнее, о гигантском катаклизме, дает мне основание считать, что речь идет о вполне реальной катастрофе, имевшей своим центром Атлантику и распространившейся радиально на все четыре стороны света. А теперь я хочу обратить ваше внимание, - продолжал Ветров, - на другое, так сказать, типичное, общее для всех приморских народов предание. Вот его общая для всех народов основа. Из-за моря прибыли (или прибыл) длиннобородые великаны-мудрецы. Они учили народы знаниям и были всемогущи, как боги. Впоследствии имена этих легендарных пришельцев стали именами богов. Вот что писал вавилонский жрец, историк и астроном Берос. В древнейшие времена к шумерам вышел из моря на берегу Персидского залива бородатый старец в черной одежде - божественный Оаннес - и учил их архитектуре, астрономии, земледелию и календарю. Словом, обучил их всему, «что смягчает нравы и в совокупности составляет цивилизацию, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрел».

Таким же богом-просветителем был у египтян Тот, который появился в дельте Нила и учил народы цивилизации. И пришел он из таинственной западной страны Аменти.

А в Индии, в дельте Инда, появляется бог-просветитель Паршария. А в Древней Греции фесса-лийцы почитали своим богом-просветителем Пела-госа - «сына моря», человека неизвестной расы. Нон-Тики у перуанцев, Бочика у колумбийцев, Замка у бразильцев, Кукулкан у майя, Вотан у юкатанцев - все они приходили из-за моря и несли культуру и просвещение народам. Не слишком ли много совпадений, случайностей?

Можем ли мы сделать вывод о том, что в древнейшие времена какой-то высокоцивилизованный народ, имевший в своем распоряжении корабли, способные пересекать океаны, слал своих представителей с миссией мира и просвещения? Думаю, что такой вывод мы сделать можем!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены