Ищу Атлантиду

Н Андреева, М Баринов| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Они сидели за маленьким столиком кафе Дома ученых. За окном падал мокрый снег вперемешку с дождем, два ряда фонарей убегали вдаль, в черноту широкого, казавшегося бесконечным проспекта. Зябко передернув плечами от воспоминаний о сквозящей сырости, Арика сжала в ладонях горячие стенки своей чашки.

Сюда они зашли по предложению Ветрова, чтобы закончить разговор, завязавшийся после конференции. Впрочем, времени для разговора оставалось немного: ночью капитан Ветров - а он действительно оказался, как и предположила Арика, моряком, напитаном исследовательского судна «Гонец» - должен был улететь в Калининград, на свой корабль, который готовился к очередному плаванию.

В кафе было уютно, тепло. За стойной посвистывала кофеварка. Люди негромко переговаривались, играли в шахматы, просматривали вечерние газеты. Третьим за столиком Ветрова и Арики сидел худощавый человек в черном мешковатом костюме и задумчиво чертил или писал что-то на бумажных салфетках. Когда на салфетке не оставалось чистого места, он принимался за другую, не обращая внимания ни на Арику, ни на капитана.

- Видите ли, ответить на первый вопрос - о том, почему, кроме как у Платона, мы не находим упоминаний об Атлантиде, не составляет особого труда, - заговорил Ветров, раскурив трубку. - По существу, до нашего времени дошла лишь незначительнеишая часть рукописей древних авторов. Вам известно, сколько драгоценнейших документов и материалов погибло при знаменитом пожаре Александрийской библиотеки? Более семисот тысяч! Затем римский император Диоклетиан уничтожил большинство тайных книг египетских жрецов, в которых хранились вековые знания, накопленные наукой и историей Египта. Ведь даже наиболее обстоятельное и подробное изложение египетской истории, сделанное знаменитым историком и жрецом Манефоном, и то известно нам, так сказать, из третьих рук, через ссылки и выдержки других авторов. Да что говорить, мы питаемся крохами, наши знания древности состоят из жалких обрывков книги древней культуры и цивилизации! Так что дать такого рода ответ, то есть буквально объяснить, почему возможные сведения об Атлантиде не дошли до нас через пожары и войны, проще простого. Но ведь мой уважаемый оппонент ожидает от меня совсем иного ответа, позитивного: где искать следы Атлантиды? А что я могу ответить? Только очень приблизительно - в прошлом Египта. Это древнейшее из известных нам организованных государств и самое стабильное. Шумер и Анкад в Месопотамии не в счет. Это слишком раздробленные и непостоянные государственные образования, слишком часты там были разгромы, разорения городов. В Египте же все постоянно, незыблемо, неизменно в венах и даже в тысячелетиях. По-видимому, там и нужно стремиться обнаружить следы связей Атлантиды с другими странами... Впрочем, насколько я понял со слов профессора Лудинцева во время знакомства с вами, вы не только журналист и историк по образованию, но и довольно изрядный знаток египтологии. Хотя, честно говоря, я не совсем уловил...

- Это объясняется просто, - сказала Арика. - Мой отец был историком, египтологом, он и заразил меня своей любовью, хотя она и не перевесила во мне интереса к журналистике.

- В таком случае тяжесть первого вопроса я могу отчасти переложить и на ваши плечи, - улыбнувшись, сказал Ветров. - Скажите, в своих путешествиях по истории Египта вы никогда не сталкивались со словом «Атлантида»?

Арика задумчиво покачала головой.

- Видите ли, капитан, я могла бы сразу ответить отрицательно, потому что с детства, по существу, изучая историю древнего мира, я не встречалась с упоминанием этой легендарной страны, если говорить строго об Атлантиде. Но это еще только часть правды.

- А какова же полная правда? - с интересом спросил Ветров.

- Прежде чем ответить вам, мне хотелось бы задать еще один вопрос. Чисто профессиональный. Боюсь, правда, он может показаться вам несколько утилитарным, но... Словом, стоит ли игра свеч? Зачем нужно искать Атлантиду? Кому это нужно? Я понимаю, что этот вопрос, конечно...

- Нет, он вполне правомерен, - серьезно сказал Ветров. - И я постараюсь на него ответить. Видите ли, Атлантида - это, может быть, последнее «белое пятно» на земле. Я не могу полностью согласиться с Брюсовым относительно того, что эта страна была праматерью цивилизации всех народов земли, но огромное ее влияние бесспорно. И нетрудно представить, что даст нам открытие Атлантиды: история человечества раздвинется на тысячелетия, многие закономерности ее развития станут нам яснее, много темных пятен ее осветится ярким светом. Возьмите, например, только такой грандиозный вопрос, как взаимосвязь древних народов Америки и Евразии, а ведь это лишь один из сотни вопросов, которые ждут разрешения и будут разрешены с решением вопроса об Атлантиде. Да, это дело не простое. Брюсов писал, что проблема Атлантиды так значительна, так важна, что для целого поколения ученых всей. земли было бы большой честью заниматься только ею.

Геологи тоже ждут многого от решения тайны Атлантиды. Помните, я привел слова Обручева насчет Атлантиды и ледникового периода. Он до самой смерти своей думал об этом. Ведь внезапное оледенение Северной Европы, затем внезапное отступление ледника можно было бы легко объяснить, если бы существование Атлантиды было бы доказано. Этот гигантский остров, поднявшийся из пучин океана, загородил дорогу Гольфстриму и прекратил «отопление» на Севере. Затем много веков спустя остров снова погрузился на дно, и теплое течение снова ринулось по старому пути. Вот схема, о которой думал Обручев.

А ведь это только схема, к которой тесно примыкает такая важнейшая ветвь, как вопрос о возникновении славянских племен на севере нашей Родины. Вот краткий, очень краткий перечень проблем, которые можно разрешить, если найти Атлантиду. И, может быть, самое главное, найти Атлантиду - это значит оказать неоценимую помощь и поддержку романтикам всей земли, людям, которые стремятся заглянуть дальше, глубже, за границу узкого круга «конкретно поставленных» задач, людям, руками которых совершены все замечательные открытия и которым суждено еще очень многое совершить. Этими людьми двигает мечта. Найти Атлантиду - значит укрепить их в своей мечте и в своей вере в осуществимость мечты. Возьмите ту же историю. Пусть говорят, и совершенно правильно говорят, о жажде наживы, которая толкнула в дальний путь Колумба, Васко да Гаму, наших землепроходцев, но другим стимулом - и мне он представляется несравненно более могучим - была мечта, жажда открытий, стремление изведать неизведанное, увидеть невиданное. Если завтра в утренней газете мы прочтем о том, что Атлантида найдена, представьте себе, какой богатейший урожай смелых, новых, дерзостных идей мы будем собирать уже в ближайшее за этим открытием время! Слов нет, среди них окажутся и нелепые, прожектерские предположения, но, как знать, не даст ли открытие Атлантиды нам новых Эйнштейнов? Я уверен - даст... Удовлетворены вы моим ответом? Если да, то я вас слушаю.

- Вполне, - проговорила Арика. - Дело в том, что будучи знакомой с историей древнего мира немного глубже, чем, скажем, вы... - Арика посмотрела на Ветрова. Он кивнул в знак того, что не может с ней спорить. - ...я знаю, что наше школьное представление об истории не совсем соответствует истине. Что знают об истории, как науке, дилетанты? Они знают, что есть множество книг сотен и тысяч авторов-ученых, в которых изложена вся история человечества от кремневого топора до космических ракет. Достаточно, скажем, раскрыть учебник для того, чтобы точно установить, когда жил и правил какой-нибудь Хаму-раппи, что это за «Кодекс Хамураппи», с чем его едят? Все ясно. И с этих позиций ваш вопрос тоже ясен. И ответ на него прост. Ответ таков: нет, об Атлантиде в науке истории ничего не сказано! Но это, так сказать, первая ступень знания. А вторая ступень для тех, кто начинает заниматься историей вплотную, начинается с десятков и сотен вопросов. И если для профана история человечества видится как прямая дорога, уводящая нас в глубь веков и тысячелетий, дорога, ярко освещенная и благоустроенная, то на деле она вовсе не так благоустроена, на деле это вовсе и не дорога. Дорога тянется на протяжении каких-то сотен лет, а затем начинаются «белые пятна», они все плотнее обступают полотно асфальта, они прерывают путь, и вот уже узенькая тропинка тянется в глубины времени, а вскоре и она теряется. И только редкий пунктир точных фактов и сведений ведет нас за собой. Что делать? И тут вступают в дело логика и воображение. То, что неизвестно, домысливается. А вы, пожалуй, знаете, какие шутки подчас играет с нами логика, не говоря уже о воображении.

Вот вам простой пример. История Египта известна нам лучше, чем любой другой древней страны. И тем не менее до сих пор, до наших дней находят новые пирамиды совершенно неизвестных фараонов, совершенно темных для нас эпох.

И самой темной стороной древнего мира является почти полная невозможность получить сведения о других странах, изучая историю той или иной страны. Иными словами, мы очень плохо знаем историю международных отношений древних. Но смутные сведения говорят, что они были, и притом гораздо более активные, чем мы себе можем представить. И вот, имея в виду последнее, что я вам сказала, вам станет ясно, что если Атлантида была и погибла, то, пожалуй, можно и не удивляться тому, что мы в истории не имеем о ней сведений. - Арика помолчала.

Ветров взглянул на часы, смущенно и с сожалением улыбнулся.

- Через два часа самолет. А мне еще нужно заехать за вещами.

- Ах да! - встрепенулась Арика. - Вы ведь уезжаете. А надолго?

- До осени. «Гонец» идет в свой первый пробный рейс: Гибралтар, острова Зеленого мыса, Канарские острова, Рио-де-Жанейро. Будем заниматься подводным фотографированием. Судно - мечта! - не смог он сдержать улыбки. - Жаль, что мы так поздно с вами познакомились, но я рад, что нашел в вас союзника. Надеюсь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены