«дурного влияния». Это тоже штрих к портрету молодого города и его хозяина. Пустеющим после девяти вечера улицам иных городов находят простое и в известной мере резонное объяснение: телевизор, возросшая тяга к комфорту, к семейному уюту... В доме у светлогорца, куда ни войди, тоже найдешь и телевизор, и ковры, и низкий столик под торшером с мягкими креслами вокруг. А вот поди ж ты, дворы, улицы до позднего вечера полны голосов... Хорошо налажена работа по месту жительства – агитплощадки. спортивные городки и т. д. Но, думается, дело тут еще и в другом. Светлогорец активно противостоит всяческой инертности, замкнутости в себе и более всего ценит в товарище такие черты, как общительность, увлеченность жизнью, способность загореться какой-нибудь «сумасшедшей» идеей и увлечь ею других. Не случайно столь уважаемы здесь люди, способные на это.
А таких много. И те же студийцы с «ЗИВ-фильма», и «президент» клуба «Орфей» инженер Павел Сурнин, и «чудной человек» Иван Самойлович Ка-яфюк, распахнувший дверь своей домашней библиотеки для «всей улицы» – вернулся он в сорок четвертом из партизанского отряда, принес в вещевом мешке шевченковского «Кобзаря», «Пана Тадеуша» А. Мицкевича, «Избранное» Н. Некрасова, с этих трех книжек и начал, сейчас у него четыре тысячи томов – приходи, бери, читай, кто что пожелает. И уже знакомая нам по портрету на городской Доске почета Ада Яковлевна Кузьменкова...
Тому, кто бывал на стройках не раз, наверное, попадались на глаза строки: «До пуска объекта осталось...» В просторной комнате, где встретила меня Ада Яковлевна, я тоже прочел эти слова. Только на этот раз они напоминали не о том, сколько надо еще уложить бетона и смонтировать металлоконструкций. На листе ватмана было написано: «До премьеры осталось 10 дней».
– А когда будет генеральная репетиция?
– Назначена на сегодня.
– Можно прийти?
– Конечно. Только что-нибудь ближе к двенадцати ночи...
Так, едва переступив порог народного театра, я сразу же окунулся в его рабочую атмосферу. Где еще отыщется режиссер, взваливший на свои плечи все – он и директор театра, и главный его художник, и реквизитор, и, случается, даже распространитель билетов?! Кузьменкова именно такой режиссер: Да и человек она такой же – предельных физических, душевных, психологических нагрузок. Ей приходится писать сценарии всех театрализованных представлений на праздниках. Она главная «пробивная сила», когда надо утрясать какие-либо спорные вопросы с администрацией, с хозяйственниками. От нее требуется найти нужные слова, аргументы, чтобы тактично вернуть на землю иного ненароком захворавшего «звездной болезнью» исполнителя. И никакой в ней этакой режиссерской вальяжности. Немногословна, даже несколько стеснительна. Скромным, лишенным и тени похвальбы был и ее рассказ о театре. Он отметил свое десятилетие. Ставили они «Последнюю инстанцию» Н. Матуковского, «Романтику для взрослых» И. Зверева, однажды решились взяться за классику – получилось: спектакль «Не в свои сани не садись» приняли хорошо. Теперь вот подготовили «Таблетку под язык» А. Макаенка...
Ранний свет в окне уже сам по себе зовет к действию. А поздние сумерки – к размышлению. Вот и сейчас – на часах половина десятого, а небо светлое. И не хочется уходить от дневных хлопот.
У меня тоже был длинный день. Наверное, самый длинный из всех за последние годы. ...Но, как бы заканчивая наш диалог, город, сверкающий огнями окон, витрин, витражей, неуемный в своей жажде жизни, работы, творчества, говорил мне: «Сетовать на это ты не вправе. Подумай о том, что есть люди, у которых день не кончается никогда...»
Именно эти, беспокойные, влюбленные в свой город люди помогли мне взять своеобразное интервью у Светлогорска. Именно их устами рассказал он тебе, читатель, о своей двадцатилетней жизни.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.