С искусством витража мы знакомы еще по школьным учебникам истории – в воображении встают средневековые замки, готические храмы. А что собой представляет современный витраж? Ответить на этот вопрос непросто. Витраж сегодня – одна из наиболее новаторских областей монументального искусства. Он ассимилирует опыт живописи и графики, декоративно-прикладного творчества и дизайна, скульптурной пластики и искусства освещения... Витраж многолик и разнообразен по формам, технологии, месту в архитектуре. Увеличился диапазон его применения – окно, стена, плафон, объемно-пространственные структуры. Расширилась палитра материалов – стекло плоское и литое, фабрично-плиточное и резное, в один слой и в пакетах, прозрачное и матовое, пропускающее свет и отражающее его. Обновились технологические приемы – витраж на цементной связке, в алюминиевой протяжке, в стальном каркасе, на эпоксидных смолах, с гальванопластической медной решеткой...
Этот вид искусства привлекает к себе немало замечательных мастеров. Сложились даже центры, объединяющие его энтузиастов. Один из самых значительных – в Литве. Именно здесь делались первые, самые трудные шаги возрожденного искусства. Здесь же работает самый многочисленный в стране отряд художников-витражистов. Разнообразие манер, почерков, технологических приемов и жанровых форм – вот, пожалуй, главная отличительная особенность литовской школы.
Представленные на этой странице «Смены» работы традиционны по технологии: тонкое цветное стекло в свинцовой пайке или алюминиевой протяжке. Но как далеки они от исторических прототипов! Как непохожи и между собой! Работы Бронюса Бружаса отличает свойственная этому художнику привязанность к сюжетно-тематическим композициям. Наряду с цветным и молочно-матовым стеклом он широко пользуется элементами графического рисунка и живописи по стеклу с последующим обжигом. Как правило, небольшие по формату, они привлекают ювелирной тщательностью исполнения, высокой композиционной культурой и мастерством изображения. Художники Игнас Мейдус и Константинас Шатунас тяготеют к преимущественно декоративным решениям. Образное содержание их витражей задается сопоставлениями цветных плоскостей, ритмическим чередованием светлых и темных тонов, активным использованием рисунка металлических протяжек. Мы как бы слышим «голос» самого материала, где фактура стекла, его цвет, масштаб и рисунок обнаруживают собственный тембр звучания, а вместе они образуют выразительную красочную мелодию.
Каждая новая работа художников открывает нам неожиданные грани замечательного искусства. Удачи вам, мастера, на нелегком пути поиска и открытий.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.