«Идти непременно дальше»

Валентин Чикин| опубликовано в номере №1270, апрель 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Маленькую, простую задачу решают в далекой сибирской деревне – добыть больше молока, лучшего качества, но с каким сердечным участием, с какой благородной целью. Это простое дело – личный-«плюс», встречный план, который добавляется к плану государственному, добровольное обязательство работать в новом, еще более напряженном режиме, – легко видится в миллионной проекции. Поставим один только сомножитель: к Ленинскому юбилею 4,5 миллиона тружеников, более 200 тысяч бригад, цехов, ферм, свыше шести тысяч коллективов предприятий обязались выполнить пятилетку. Вот животворный итог трудовой инициативы!

Но, как говорится, на дворе – седьмое послеоктябрьское десятилетие. Во весь рост ставит, партия ключевую задачу времени: работать эффективно, качественно в каждом звене. Выступая на ХУШ съезде комсомола, Леонид Ильич Брежнев предельно конкретизировал это определение применительно к каждому – большому и малому – коллективу. Работать эффективно, качественно, указывал он, это значит работать на совесть, умело, результативно. Организовать свой труд самым рациональным образом. Проявлять бережливость в использовании материальных ценностей, быть по-хозяйски рачительным. Создавать и оберегать в коллективе такую рабочую атмосферу, чтобы энтузиасты дышали озоном творчества, а лодырям и бракоделам было не по себе.

С новой остротой этот требовательный призыв прозвучал в конце прошлого года на ноябрьском партийном Пленуме. С деловой готовностью воспринимает его выводы и решения молодая гвардия рабочего класса и советского крестьянства. Вокруг новаторов сплачиваются молодежные коллективы, рачительней используются секунды, киловатты, граммы; выдвигаются взыскательные лозунги, как у днепропетровцев, – «Даешь бригады образцовой дисциплины!».

Уже очевидно, что сегодня происходит качественная перестройка труда, его глубочайшее окультуривание, в широчайших масштабах осуществляется ленинский наказ стремиться к высшей производительности. «Для самого Владимира

Ильича, – говорит львовский водитель лесовоза Степан Венцак, – работа была источником творческого вдохновения. Таким же источником она должна стать и для нас. Будь ты рабочий, инженер, руководитель – тебе необходимы высокая культура, четкость, оперативность, деловитость, организованность, дисциплина. Передовых людей прежде всего отличает культура работы».

Следуя ленинскому наказу, партия уверенно опирается на чудесную силу рабочих и крестьян, всецело доверяет творческому энтузиазму и хозяйскому практицизму молодых. Сколько ярких талантов на производстве, в науке, искусстве выпестовано в нынешнем молодом поколении; сколько умелых организаторов, командиров хозяйственного фронта выдвинуто за последнее время; почти полмиллиона комсомольцев избраны народными депутатами на недавних выборах в Советы. Молодые хорошо сознают: это – высокое доверие, оно ко многому обязывает.

«Необходимо воспитывать В себе чувство ответственности за порученное дело» – таков вывод строителя БАМа Леонида Казакова. Он гордится тем, что на великой стройке утвердился «кодекс чести молодого строителя». Мы в Сибири, говорит Казаков, не гости, а хозяева. И работать хотим именно по-хозяйски, думая не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Вот почему и у соревнования здесь девиз: «Я – хозяин стройки».

В прямой связи с формированием активной жизненной позиции сегодняшняя молодежь говорит

Об идейном наследии

Зрелые убеждения не доброе пожелание, не волевое проявление «кремневой натуры». Они формируются у человека с широким кругозором, политической зоркостью, на базе умом и сердцем усвоенных духовных богатств. Закономерный путь к высокой идейности молодая учительница из-под Казани Зульфира Шагиева видит в усвоении подрастающим поколением «точных знаний об окружающем мире», в обретении «широкого кругозора, политической сознательности», в «выработке ленинского отношения к жизни».

В том духовном сплаве, что образует коммунистическую идейность, пожалуй, первичным, всеокрепляющим элементом являются политические знания. Как бы широко ни толковали мы ленинское «одно слово» – учиться, как бы великолепно ни поставили общее образование, специальную подготовку, высшую школу, мы не вырастим настоящего коммуниста без глубокой марксистско-ленинской выучки.

Политический всеобуч давно стал важнейшей сферой деятельности комсомола. Почти восемнадцать миллионов юношей и девушек проходят сейчас курс в политических и экономических кружках, нередко превращаясь из слушателей в исследователей, которые анализируют свой труд, защищают рабочие проекты, вырабатывают новые формы коллективистских действий. Воспитанники школ и ПТУ не только усваивают азбуку общественных наук, но и выражают свое понимание теории и практики в сочинениях по общественно-политической тематике – до десятка миллионов таких работ представляется на смотры. Студенчество видит свой долг не только в глубоком овладении марксистско-ленинской теорией, но и в широком распространении общественных знаний. В Ульяновске, на родине Владимира Ильича, комсомольцы завода «Автозапчасть» выступили с начинанием: «Книгу Ленина – в каждую семью», – более 50тысяч ленинских библиотечек создано в прошлом году.

Эти факты сами по себе красноречивы, но молодые коммунистические бойцы, организаторы политического просвещения прилагают теперь, немало усилий к углублению содержания своей работы. Они хорошо помнят, как строго предостерегал Владимир Ильич молодых от «витаминного потребления» готовых выводов марксистской науки, от легкой прогулки по коммунистическим брошюрам и учебникам, от начетничества, от опасного увлечения лозунгами, от разрыва книги с практикой жизни. И вот что их беспокоит.

«Нельзя при изучении произведений классиков марксизма-ленинизма, – говорит московская учительница Н.Морозова, – ограничиваться чтением лишь отдельных мест. Нельзя. выписав в тетрадочку несколько цитат из статьи, считать, что статья проработана. Вызвать у ребят живой интерес к ленинскому слову, приучить именно к целостному, вдумчивому чтению трудов вождя – такая задача стоит и перед учителем и перед пропагандистом – словом, перед всеми, кто работает с молодежью, кто призван дать вступающим в большую жизнь юноше или девушке огромное счастье – непосредственное общение с мыслью Ильича».

Если говорить строже, речь идет об очень важном – о развитии у нового человека революционного чутья, политической боеспособности. Это ведь только на первый взгляд молодому человеку кажется, что все принципиальные вопросы решены, все главные победы одержаны. Но это только на первый взгляд. Завершение коммунистического строительства, к которому Ленин звал молодежь, протекает не менее остро: сложен сам поиск новых путей, нетерпимее воспринимаются рецидивы буржуазно-мещанских пережитков, в отчаянные схватки бросаются враги на идеологическом фронте. Так что для борцов восьмидесятых годов, так же, как и для первопроходцев революции, священ ленинский завет – не может быть уступок в теории, в программе, в знамени.

Усвоение и понимание коммунизма, говорил Ленин, должно быть связано с повседневной и-всесторонней работой. Только так и воспринимает эту задачу современное молодое поколение. Более того, в комсомоле утвердилась традиция – ежегодно проводить Ленинский урок, который учит решать важнейшие социальные и производственные задачи через призму ленинских заветов, которые действенно влияют на формирование взглядов, убеждений, личной судьбы.

«Комсомольцы и молодежь нашего прессового корпуса в числе первых выступили с инициативой проведения Всесоюзной Ленинской поверки, – говорит Александр Панин, слесарь-наладчик, член комитета ВЛКСМ ЗИЛа. – Для меня время подготовки к поверке совпало с серьезным испытанием – прохождением кандидатского стажа. И вот совсем недавно мне вручили партийный билет с изображением Ленина. Прошедший год многому меня научил. Занимаясь в университете марксизма-ленинизма, изучая ленинские работы, посещая партийные собрания, я понял, как важно сегодня усвоить всю сумму знаний, чтобы потом, как учил Ленин, переплавить их в горниле ежедневной работы. Как важно воспитывать в себе активную жизненную позицию, непримиримое отношение к недостаткам, мешающим нашему движению вперед».

Получив прочное образование и высокую профессиональную квалификацию, опыт коллективистской жизни и первые политические уроки, молодые люди все активнее стремятся заявить себя личностью, все заинтересованней говорят

О нравственных ценностях

...И прежде всего, как к высшему человеческому эталону, обращаются к облику Ленина. «Если бы не Ленин, – убежден Гумар Султанов, тракторист из татарского колхоза имени Тукая, – то не было бы живых, конкретных представлений о той высокой нравственности, которая зовется коммунистической».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены