Суровая и нежная гармония

Елена Васильева| опубликовано в номере №1270, апрель 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

В честь славной традиции коммунистических субботников была организована выставка Московского отделения Союза художников, представляющая живописцев, графиков, скульпторов. На выставке были показаны работы последних лет, и в них отразился сегодняшний день трудовой России. Горячие цеха ЗИЛа и Московский судостроительный и судоремонтный завод, темные туннели метрополитена и улицы подмосковных городков, благоустраиваемые во время субботника, – везде побывали художники, находя пластическую красоту и одухотворенность в сильных ритмах и гигантских масштабах современного индустриального производства. За эти годы родилась новая эстетика: мы видим подлинную красоту в фабричных силуэтах, в ажурной стали телевышек и панораме рудных карьеров. Именно нравственное и творческое начало труда вдохновляло живописцев и скульпторов, именно оно стало камертоном, задавшим верный тон устроителям выставки в Центральном Доме литераторов.

«Никакого украшательства», казалось, было девизом А. Бурыкина, когда он писал портрет комплектовщицы Г. Воробьевой: коричневато-серая гамма, лаконичная композиция картины, где только напряженно выпрямившаяся на табурете девушка в спецодежде. Но стоит вглядеться – и в этой сдержанности манеры распознается созвучие жизненной позиции самой молодой работницы: она полна заботами о своем деле и каждую минуту готова вскочить и вернуться к работе, – так велика поглощенность трудом и ответственностью за него. Отсюда та душевная цельность, крепость, которые не нуждаются в ярких внешних проявлениях, но покоряют и автора картины и нас, зрителей.

Различно видение мира, отличаются друг от друга творческие манеры художников, представивших свои последние работы, но все они объединены стремлением создать полноценный художественный образ героев коммунистического труда.

Вот картина А. Лазыкина «Вечер на стройке», решенная автором экспрессивно, она воздействует на зрителя своим концентрированным впечатлением: громада завода, монолитная в своих тускло сияющих гранях, кажется, противостоит человеку стихийной и непокоренной мощью, хотя и сотворена она человеческими руками. Полотно Д. Воронцова выдержано в реалистическом духе. Сквозные, подчиненные законам инженерной красоты конструкции «Комсомольской ударной стройки» и люди рядом с ними являют собой дружественные, соразмерные силы: здесь свободно дышится и легко работается. Предельно обобщены «Заводские силуэты» В. Жука. Гармоничная ясность ритма и цвета, алые знамена-облака придают замыслу картины весомость символа: кажется, в ней воплощено то преклонение перед созидателем-человеком и его помощницей-индустрией, та окрыляющая радость труда, революции исповедуют советские люди.

Горят в печах огни (П. Марченко «В кузнечном цехе ЗИЛа»), и этот неугасимый огонь тоже видится символом той эстафеты революционного труда, которую передают друг другу все новые поколения тружеников нашей страны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о весьма неоднозначной личности – графе Алексее Андреевиче Аракчееве, о замечательном русском писателе Константине Станюковиче, об одной из загадок отечественной истории, до сих пор оставшейся неразгаданной – о  тайне библиотеки Ивана Грозного, о великом советском и российском лингвисте, авторе многочисленных трудов по русскому языку Дитмаре Эльяшевиче Розентале, о легенде отечественного кинематографа – режиссере Марлене Хуциеве, окончание детектива Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены